Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей
Верхний Баскунчак
Станция расположена на 287 версте от станции Красный Кут, в Енотаевском уезде. Станция в 8 верстах от Баскунчакского соляного озера, на высоте 24.9 саженей над его уровнем. Здесь Астраханская линия пересекает Баскунчакскую железную дорогу. Местность на которой расположена станция, была, до постройки Астраханской линии, совершенно пустынной. Теперь здесь целый городок, состоящий из 110 домов хорошей постройки, с населением около 1500 человек.
Бывшие здесь переносные пески закреплены растительными посадками и для снабжения станции водой устроены 4 артезианских колодца из которых вода добывается при помощи пневматического элеватора "мамутъ".
При станции устроена солемолка на три постава, производительностью до 18 вагонов в сутки. Здесь коренное депо с паровозным зданием на 10 стойл и мастерские для малого ремонта паровозов.
Со станции отправляется в год более 15 тысяч пассажиров, годовой грузооборота станции достигает 3 миллионов пудов (49,2 тыс тонн); из которых приходится на отправление 1440 тысяч и на прибытие – 1512 тысяч пудов. В отправлении преобладает соль и скот, в прибытии – хлебные продукты и разные предметы потребления.
![]() |
Добыча соли на озере Баскунчак в конце XX века |
Добыча соли на озере Баскунчак фото из Большой Советской Энциклопедии |
Баскунчакское озеро – второе по величине после Эльтона. Оно занимает площадь 99 квадратных верст. Исследованиями, произведенными в 1883 году, выяснено, что рабочий пласт соли в Баскунчакском озере достигает 3-4 сажен. Западный и северо-западный берег озера возвышен и примыкает к высотам горы Большого Богдо, поднимающимся над степью; не далее четверти версты от озера. Гора Богдо со своими отрогами окаймляет южный берег. Северный и восточный берега низменны и сливаются со степью, за которой к северо-востоку, верстах в 20, в пределах Киргизской Букеевской Орды, лежит возвышенность, известная под именем горы Малого Богдо. На степном прибрежье, близ берегов Баскунчакского озера, лежат три пресных озера: Большое Цунцуры, Торгой и Кара-Усун, и небольшая возвышенность, носящая название Слюдяной горы. На юго-восточной стороне степь переходить в ряд холмов, правильных возвышенностей, примыкающих к горе Богдо; здесь при конце южной бухты (култука) лежит серный бугор, в котором с давних времен добывается сера.
Подъезжая к Баскунчакскому озеру с севера от киргизской кочевки Шунгуль, в нескольких верстах от берега, – открывается ряд холмов и провалов, сначала разбросанных в беспорядке, а потом сливающихся в правильные гряды и возвышенности, между которыми лежат провалы, то воронкообразные, имеющие форму как бы кратеров, то удлиненные и принимающие вид крутоотвесных и глубоких балок. Весь северо-западный берег изборожден этими провалами и возвышениями; тем ближе к озеру, тем более возвышения удлиняются и образуют собою как бы отростки гор, между которыми текут небольшие речки, составляющие притоки Баскунчакского озера.
Западное прибрежье резко отличается от юго-западного, примыкающего к подошве Большого Богдо; как замечено уже выше, окраины западного берега круты и только местами его рассекают балки; озеро огибает самую крутизну и рапа, которой, вообще бедно Баскунчакское озеро, собирается у этого края и образует собою синюю полосу, составляющую контраст с общим характером баскунчакского месторождения, покрытого солью, как бы ледяной корою.
![]() |
Поезд Ростов - Дербент близ станции Верхний Баскунчак Фото Романа Мишина © |
Западный берег примыкает к озеру плоскою отмелью, покрытою соленым илом, летом вполне обнаженною и только весной, заливаемою рапою озера. Иловатая отмель доходит до Баскунчакской пристани и здесь сосредоточивался в прежнее время казённый промысел соли. В соляном иловатом грунте отмелей, окружавших Баскунчакское озеро, залегают друзы кристаллов гипса серого цвета, сросшиеся в самые разнообразные и довольно красивые формы. Каким путем в таких крупных размерах происходить эта кристаллизация гипса, объяснить не трудно: она обусловлена характером и составом береговых кряжей, прилегающих к береговым откосам.
Местность, окружающая Баскунчакское озеро, резко выделяется из общей картины ровной и до утомления однообразной степи; в ней нет того степного характера, какой мы видим на Эльтонском озере. Уже издали, за несколько верст, над гладким горизонтом степи виднеется макушка горы Богдо, в форме лежащего льва, отчего вершина Богдо и носить название Львиной горы. Окрестности Баскунчакского озера изрыты и изборождены провалами и оврагами. Глина и песок сменяются известняком, гипс и алебастр образуют стены оврагов, то обсыпавшихся, то имеющих форму пещер и полуразрушенных зданий, как бы созданных рукою человека. Странный характер местности Баскунчакского озера и громадная гора, возвышающаяся над ним, дала богатую пищу фантазии мало поэтичного, но не лишенного фанатизма народа.
По поводу пещер киргизы рассказывают, что в них жили святые люди, которые питались солью Баскунчакского озера, а воду для питья приносили с Волги. Киргизы верят, что от этих пещер существовал подземный ход на Волгу; они уверяют, что ещё недавно, когда близ озера жили Каракалпаки, лошади, кормясь подножным кормом, попадали в ямы и… через несколько времени всплывали на берегах Волги. Таков наивный рассказ о бывшем конокрадстве, возведенном находчивыми киргизами в чудодейство.
Состав Баскунчакской соли, по определению профессора
хлористого натрия … 97.436%
хлористого магния … 0.403%
сернокислой магнезии … 0.132%
сернокислой извести … 0.659%
минеральных нерастворимых в воде веществ … 0.782%
органических веществ … 0.157%
воды … 0.782%
Начало разработки соли на Баскунчакском озере относится к первой половине XVIII века, но тогда разработка эта, не достигнув значительных размеров; прекратилась под влиянием возраставшей конкуренции Эльтонского озера. Возобновление разработки соли последовало в 1867 году и добыча выразилась, в следующих цифрах:
Годы | Пуды | Годы | Пуды | Годы | Пуды |
---|---|---|---|---|---|
1867 | 54847 | 1882 | 12716782 | 1897 | 12417037 |
1868 | 519369 | 1883 | 10500000 | 1898 | 14935334 |
1869 | 819682 | 1884 | 7463406 | 1899 | 19692992 |
1870 | 1278992 | 1885 | 11115025 | 1900 | 20197111 |
1871 | 1828432 | 1886 | 11871325 | 1901 | 19463004 |
1872 | 3679973 | 1887 | 11500000 | 1902 | 22238550 |
1873 | 4873946 | 1888 | 14768878 | 1903 | 20700000 |
1874 | 5300024 | 1889 | 13740131 | 1904 | 25732000 |
1875 | 5663048 | 1890 | 12800000 | 1905 | 24834000 |
1876 | 6295393 | 1891 | 14350000 | 1906 | 21627919 |
1877 | 7727679 | 1892 | 13800000 | 1907 | 25378335 |
1878 | 9136580 | 1893 | 11674598 | 1908 | 24488367 |
1879 | 9608079 | 1894 | 12575393 | 1909 | 23403000 |
1880 | 10093230 | 1895 | 13852766 | 1910 | 28404000 |
1881 | 12458104 | 1896 | 10430923 | 1911 | 32000000 |
![]() |
Пожар в степи на линии Верхний Баскунчак - Волжский Фото Романа Мишина © |
Выломка соли на Баскунчакском озере производится, при помощи обыкновенных пешней, ломов и лопат, рабочими киргизами; на берег соль доставляется в повозках верблюдами.
К югу от Баскунчакского озера в местности, прилегающей к так называемой "нижней казенной будке" и отстоящей от этой будки в направлении
SW 51° и SW 52° и на расстоянии 338 и 343 сажен, заложены были в 1884 году горным инженером
В 6 верстах от станции в сторону Нижнего Баскунчака находятся залежи камня, который разрабатывается для надобностей дороги и для вывоза в Астрахань. Место это изрезано неглубокими оврагами и существует предание, что здесь был стан Стеньки Разина. Предание это находит некоторое подтверждение в том, что при добыче камня извлекаются обломки сабель, копья и металлические украшения сбруи.
В 1936 году посёлок при станции получил статус посёлка городского типа.
В годы Великой Отечественной войны станция приобрела важное значение. Имевшаяся железнодорожная линия бывшей солевозной Баскунчакской дороги от станции Верхний Баскунчак к Владимировской пристани была продлена до берега Волги, до станции Паромная. Делалось это одновременно с постройкой рокадной дороги по правому берегу Волги. В дальнейшем эта линия использовалась для подвоза к Волге войск, боеприпасов, вооружений, продовольствия. Во время Сталинградской битвы, станция Верхний Баскунчак стала важнейшим транспортным узлом. Фашисты интенсивно бомбили узел. Не всегда удавалось эффективно противостоять истребительной авиацией и заградительным огнём зенитных орудий бомбардировкам – станционные пути и здание депо были сильно повреждены.
Во время войны на территории поселка располагался военный госпиталь, а в 1943 году был открыт детский дом для детей-сирот, чьи родители погибли на фронте. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом вблизи озера был развернут трудовой лагерь для немецких военнопленных, который просуществовал вплоть до 1948 года.
В 1965 году на станции Верхний Баскунчак была основана путевая машинная станция. Основой для ПМС стал коллектив ремонтной колонны Верхнебаскунчакской дистанции пути, занятый на подъемочном и среднем ремонте пути. В начале 1980-х годов началось техническое укрепление базы ПМС – поступили укладочные козловые краны и моторные платформы. Тогда же ПМС перешла на выполнение капитального ремонта пути. Позднее ПМС было оснащено машинами ВПО-3000 (выправочно-подбивочно-отделочная) и ЩОМ-4 (щебнеочистительная машина).
В настоящее время планируется электрификация линии Волгоград – Верхний Баскунчак и далее на Аксарайскую. В связи с тем, что руководство РЖД всячески стремится сокращать расходы, под угрозой закрытия находится локомотивное депо. Некогда оно одним из первых на сети осваивало тепловозы, затем имело богатый опыт их эксплуатации в трудных климатических условиях, было базовым по ремонту, а теперь вот под угрозой закрытия…
Астраханская линия / Шунгай / / Богдо |