Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Вольск. Часть 1

Станция Вольск лежит в 222 верстах от Аткарска.

Герб Вольска
Герб Вольска

Вольск образовался из слободы Малыковки, основанной, по преданию в XVII веке, представителями «низовой вольницы», производившей здесь свои операции и имевшей притон под названием «разувай». Слобода Малыковка была ничтожным пунктом; жители её занимались рыболовством. Получила она возможность развиться и преобразоваться в город по такой случайности. В конце XVII века, екатерининскому вельможе князю А.Л. Вяземскому было пожаловано в этом крае такое поместье, какое он сам себе выберет. Хотя князь Вяземский и владел уже здесь поместьем Царевщиной, принадлежащей ныне графу А.Д. Нессельроде, но края не знал, а выбрать новое поместье хотелось получше. В этом выбор помог князю волостной писарь слободы Малыковки старообрядец В.А. Злобин. За эту услугу Злобин получил место в имении Царевщина, где построил и существующий и доныне (на 1913 год) винокуренный завод. Затем Злобин выбран был князем Вяземским, как подставное лицо, для откупных операций, и, благодаря этому, очень быстро из бедняка, ходившего в крашенинном халате и котах, превратился в миллионера. Содействием князя Вяземскаго, Малыковка преобразована была в город Вольск, и Злобин сделан был городским головой.

Захватив в свои руки огромные откупа, прославившись дельцом, Злобин приобрёл огромнее влияние на ход всех местных дел. Он скоро завел дружбу с многими тогдашними сановниками, брал при их содействии, подряды на доставку провианта для целых армий, на поставку в казну соли и прочего. Поселившись около 1812 года в Петербурге, Злобин задавал такие пиры для знатнейших людей того времени, что после о них недели по две говорило всё высшее петербургское общество. Он устраивал в окрестностях Петербурга праздники с музыкой, фейерверками и роскошными ужинами, на которых собиралась вся столичная знать. Пустившись в роскошь, доверив дела другим людям, быстро нажившимся при его предприятиях, Злобин разорился, но это обнаружилось только после его смерти.

Все, доверившие Злобину свои капиталы или имущества, которые он представлял в обеспечение подрядов, также разорились. Город Вольск запустел. Те здания которые не были при Злобине окончены, простояли в недостроенном виде почти полстолетия. В. Беккер, посетивший Вольск в 1842 году, пишет: «при самом вступлении в город, вы поражаетесь огромными каменными недостроенными домами и, смотря на них, подумаешь, что это случилось после пожара или неприятельского нашествия».

Перегон Привольская - Вольск
Перегон Привольская – Вольск

Однако, не все, привлеченные Злобиным, капиталы исчезли после падения его предприятий. Много миллионов уцелело в крепких руках вольских купцов и, когда миновала опасность, что капиталы могут быть отобраны за старые долги, они пущены были в дело и Вольск стал оживать. В 1861 году в Вольске было уже 23 тысячи жителей, по переписи 1897 года их оказалось 26 с половиной тысяч, а на 1 января 1910 года числится 32 тысячи человек. В городе много промышленных предприятий, из которых главнейшими являются: цементные заводы (Глухоозерский, Ассерин и Зейферт), две паровые мельницы, три кожевенных, два маслобойных, два пивоваренных завода и прочие прдприятия.

Вольское купечество ведет обширную торговлю хлебом и лесом. Главными занятиями массы жителей служат садоводство, бахчеводство и огородничество.

В городе имеется отделение русского торгово-промышленного банка, городской банк и общество взаимного кредита и много средних и низших учебных заведений, а именно: кадетский корпус, реальное училище, 8-ми классная женская гимназия, учительская семинария, духовное училище, епархиальное женское училище, 4-классное училище и 16 начальных училищ.

Большинство торговых оборотов Вольска связано с водным путем и по этой причине отправление и прибытие грузов по железной дороге сравнительно невелико. Весь грузооборот станций Вольск и Привольская составил в среднем за три года (1909-1911 годы) около 4 миллионов пудов, из которых приходится на отправление около 1800 тысяч пудов и на прибытие около 1200 тысячи пудов. Пассажиров отправилось из Вольска в 1911 году около 24 тысяч человек.

Город Вольск (вид с реки Волги)
Город Вольск (вид с реки Волги)

Внешний вид Вольска, расположенного на самом береге реки Волги, весьма привлекателен. Ему посвятили следующие строки два известных русских писателя В.И. Немирович-Данченко и Евгений Марков:

«Скалы за скалами, обрывы за обрывами, и вдруг они расступаются открывая громадный полукруг, на уступах и террасах которого ютятся массы городских домов. Постройки ползут и в горы самых макушек, покрывая отдельные вершины этого поразительно красивого амфитеатра. Внизу почти от воды начинаются зелёные равнины садов. Все это охвачено огнистым заревом заката, всё это сверкает окнами, куполами, даже стены кажутся сияющими, даже макушки гор отбрасывают лучи, словно там кто-то зажёг яркие костры. Когда на северную половину Вольска смотришь с его соборной площади – она является положительно похожею на тифлисский авлабар. Также настойчиво и густо всползают дома все вверх и вверх, усеивая собою обширные скаты… Глаз не отвести от этой чудной прекрасной картины. А в тёмную ночь, когда везде зажгутся огни, эти горы, террасы и скаты кажутся иллюминованными, точно на какой-то фантастической праздник попал…». (В.Н. Немирович-Данченко. «Великая река», стр. 97)

Начало оползня на ст. Вольск
Начало оползня на ст. Вольск

«Признаюсь, я никогда не подозревал, чтобы Вольск или, правильнее, Волгск, город Волги, был такой красивый и обширный город. Он навзрезе насыпал собою широкий живописный амфитеатр меловых гор, но не уместился и в этой просторной чаше, а растекся оттуда своими частыми домиками и пригородными садиками по крутым обрывам волжского берега, начиная чуть не от самого Рыбного, в обрался вглубь окружающих его гор» (Евгений Марков, «Россия в Средней Азии», том 2, стр. 430).

При сооружении железной дороги к городу Вольску пришлось считаться с серьёзными затруднениями. Местность под Вольском очень пересечённая, почему путь проложен с значительными извилинами между 206 и 210 верстами образует огромную петлю.

В силу топографических условий местности, на которой расположен город Вольск, станцию, получившую название Привольской, пришлось устроить в 4 с половиною верстах от центра города и выше его на 75 саженей. Для того, чтобы спуститься от этой станции к самому городу и берегу Волги потребовалось устроить особую ветвь длиною в 13 верст, при почти сплошном 15 тысячном уклоне и радиусе кривых 150 саженей, а около города 140 саженей. Станция в городе была устроена на набережной Волги и оказалась, вместе с тремя последними верстами ветви, расположенной на большом оползне.

Вяз, разорванный оползнем в Вольске
Вяз, разорванный оползнем в Вольске

По приведенному в книге профессора А.П. Павлова: «Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья» описанию, составленному профессором В.В. Челинцевым:

«Местность, охваченная оползнем и известная под названием «Нагибовки», представляет ясно выраженную впадину на береговом склоне; в пределах этой местности время от времени появляются трещины до сажени и более глубиною; верхние части при этом отстают от нижних и трещины растут в своих размерах. Одна из таких трещин пришлась как раз среди корней Громадного густого вяза; сила движения нижней почвы была так велика, что ствол вскоре близ корня расщепило на две половины, и густой зеленый вяз стал чахнуть. Расположенные в этой части дома, а в особенности надворные постройки, амбары и заборы представляют нечто странное, за исключением новеньких, почти все они то расшатаны, то наклонены, то приподняты… Вот, например, перед вами забор, обнесенный вокруг плодового сада; его вертикальные столбы собственно – не вертикали, а наклонные, и при этом – направленные до все стороны; его горизонтальные доски разошлись и дали клинообразные просветы, обращенные своей вершиной, то в одну, то в другую сторону. Дальше стоит перед вами дом; вы смотрите, дом, как дом, но вот вы входите во двор задняя половина рассматриваемого дома, как будто не его, а только неумело и причудливо приставлена к нему, как будто совсем от другого дома, ближайший к нам угол зарыт в землю, доски расползлись, и крыша как то перекосилась. Чтобы не дать погибнуть домам и надворным постройкам, жителям постоянно приходится бороться с оползнем и отвоёвывать у него себе место также настойчиво, как голландцы отвоевывают себе место у моря. С этой целью в городе устроены и дренажи и «балясы», т.е. искусственные укрепления выше лежащих и пока еще не принимающих в оползне участия частей.»

Остатки фундамента элеватора, разорванного оползнем в Вольске
Остатки фундамента элеватора, разорванного оползнем в Вольске

Вскоре после постройки станции «двигающаяся почва повлекла за собой и полотно железной дороги; устроенные здесь дренажи не могли изменить дела, так как ползло самое основание, на котором лежали рельсы. Строители ветви однако надеялись побороть этот оползень и совершенно сломить его силы, но когда приступлено было к постройке элеватора и стены его выросли до нескольких аршин над поверхностью, оползень заявил о себе красноречивым образом: под влиянием сползанием фундамент разорвался и от начатого сооружения откололся большой угол; счастье, что это совершилось не позже. Полуразрушенное здание сохраняется в Вольске и по cие время (1903 год), как памятник неудачной борьбы людей с всесокрушающим натиском оползня…»

После десятилетней борьбы с оползнем, пришлось, во избежание несчастных случаев, закрыть береговую ветвь для движения, но по ходатайству городского управления она вновь открыта с 1 августа 1912 года.


В середине 90-х гг. XIX века на станции Вольск были построены: основное паровозное депо обслуживающее участок Вольск – Карабулак, амбулатория, водокачка и водонапорная башня, складские помещения для выполнения грузовых операций.

К 1914 году вольские цементные заводы и другие предприятия города уже отгружали по 25-30 вагонов в сутки или 163000 тонн в год, выгружали по 13 вагонов в сутки или 72000 тонны в год.

В конце 20-х и начале 30-х гг. XX века к пути, ведущему на завод «Большевик», подключают подъездные пути Мелькомбината, лесозавода, пивоваренного завода и машиностроительного завода «Металлист». На станции Малыковка путь к грузовой пристани на берегу Волги был продлен до цементного завода «Красный Октябрь», проведен путь к Вольской нефтебазе. На станции проложено дополнительно два приёмо-отправочных пути.

В 60-х годах XX века началась первая реконструкция Вольского железнодорожного узла. В 1968-1969 годах были сданы в эксплуатацию станции Вольск-2, Цементная (ныне – Клёны) и перегоны, а в 1971 году – участок линии Цементная – Плотина Саратовской ГЭС протяженностью 21,1 км. Все станции Вольского узла были объединены под одним управлением и названы «Вольск-Объединенный».

С 1980 по 1984 год была проведена последняя реконструкция Вольского узла. Она проходила по титулу строительства вторых путей Сенная – Вольск-2 – Балаково – Пугачевск. На станции Вольск-2 были дополнительно построены один вытяжной и четыре приемо-отправочных пути. На станциях Вольск-2 и Клёны ручные стрелки переведены на электрическую централизацию. Станция Вольск-2 была соединена со станцией Сенная новой двухпутной линией через станцию Новые Шиханы. На станциях Вольск-2, Клены, Привольская были построены жилые поселки, объекты социальной инфраструктуры.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.