Поезд для пассажира номер один

Поезд для пассажира номер один

Извержение Эйяфьядлайёкюдль. Фото 17 апреля 2010
Извержение Эйяфьядлайёкюдль
Фото 17 апреля 2010

В апреле 2010 года состоялось необычайное событие. Сложнейшее имя небольшого, в общем-то вулкана в Исландии, стали всё увереннее произносить с экранов телевизоров дикторы всех стран Старого света. Вулкан Эйяфьядлайёкюдль спавший с 1821 года проснулся. Ещё с Рождества местность вокруг вулкана сотрясали многочисленные, но слабые подземные толчки. Однако для Исландии это дело обыденное, никто и не ожидал такого подвоха, который вулкан выкинул (в прямом смысле) впоследствии.

Извержение вулкана Ринджани в 1995 году. Остров Ломбок, Малые Зондские острова
Извержение вулкана Ринджани в 1995 году
Остров Ломбок, Малые Зондские острова

Вообще для острова Исландия имеющего исключительно вулканическое происхождение, вулканы так же привычны и естественны как огромные лужи на дорогах в российской провинции. Исландия помнит множество катаклизмов, в том числе и очень крупных. Произошедшее здесь в 1783 году извержение вулкана Лаки явилось одним из сильнейших вулканических извержений мира и самым крупным лавовым извержением за всё историческое время. Тогда за 8 месяцев вулкан изверг из недр земли 15 кубических километров лавы. Лавовые потоки, раскалённый пепел и кислотные дожди уничтожили травяной покров на большой площади. Отсутствие кормов и поедание частиц вулканического стекла вместе с травой привело к массовому падежу скота. Вследствие этого извержения умерло почти четверть населения Исландии. Это была крупнейшая за всю историю Исландии национальная катастрофа.

Нынешнее извержение, начавшееся 20 марта, ещё не завершилось и ещё неизвестно когда завершится. Вулкан Эйяфьядлайёкюдль пока исправно ежедневно закидывает на большую высоту сотни тонн вулканического пепла, а ветер несёт этот пепел в сторону Европы. С 15 апреля в Европе начался паралич воздушного движения, а вместе с ним и частичный коллапс других видов транспорта автомобильного и железнодорожного. В некоторых странах, например во Франции, очень некстати идут забастовки железнодорожников.

19 апреля в Кракове хоронили президента Польши Леха Качиньского и его супругу. До закрытия воздушного движения над Европой участвовать в церемонии прощания с президентом Польши намечали главы множества государств по всему миру, но прибыли лишь немногие. Конечно, можно не брать в расчёт тех, кто живёт за океаном или в Азии – им действительно нужно было лететь, а небо Европы закрыто. Но на похороны не прибыли даже главы государств Западной Европы соседствующих с Польшей: из Германии не прибыла Ангела Меркель, из Франции не смог добраться Николя Саркози, из Италии не нашёл дороги Сильвио Берлускони. Ну и как анекдот: находившийся в тот момент в Турции глава Эстонии Томас Ильвес объяснил, что из Турции он поедет домой на машине и потому не сможет заехать в Польшу. В чём же дело? Политическое это решение, или решение охраны глав государств? Или может быть транспортная проблема?

Автодорогами для поездки в Польшу не решила воспользоваться даже Ангела Меркель. Немецкие автобаны небезопасны для передвижения первых лиц государства?

Да, видимо это было всё же решение служб безопасности глав государств. Полёт на самолёте многие считали невозможным, автомобильный транспорт главы отдалённых государств сочили небезопасным, а железнодорожный… В наш стремительный век, век космических скоростей уже почти никто не поспевает по многочисленным государственным делам на поезде. А ведь когда-то специальный состав для императора, короля или иного главы государства был почти обязательным атрибутом власти, быстрым и надёжным средством передвижения. Давайте заглянем в историю железных дорог.

Первые железнодорожные линии не баловали пассажиров ни скоростью, ни комфортом. Перевозка осуществлялась в открытых вагонах, а то и вовсе в каретах, закрепленных на платформах. Не было отопления и освещения, нельзя было в дороге попить чая. Подремать тоже сначала было нельзя – поезда перевозили пассажиров по относительно коротким линиям и только в дневное время. Лишь спустя годы, в пору железнодорожного бума в Северной Америке а затем и Европе появились спальные вагоны.

6-ти осный бронированый вагон-салон Блюхера
6-ти осный бронированый вагон-салон Блюхера

Так в середине XIX века сформировались предпосылки для специальных вагонов для особо значимых персон. Свои вагоны-салоны завели владельцы железнодорожных компаний, управляющие железных дорог, особо крупные предприниматели. Обзаводились своими вагонами главнокомандующие войсками. Вагоны у них были разные: у кого-то простые, лишь немного более комфортные, а у некоторых бронированные, с особой защитой, низким расположением центра тяжести и особыми тележками, обеспечивавшими плавность хода. Один из таких вагонов достался после революции Василию Константиновичу Блюхеру, сейчас он экспонируется в Хабаровске, на территории военно-исторического музея Дальневосточного военного округа.

Однако вернёмся к вагонам и поездам для первых лиц государства. В 1842 году Аделаида Саксен-Мейнингенская, германская прицесса и королева-консорт Великобритании и Ирландии получила в свое распоряжение салон-вагон, приписанный к дороге London and Birmingham Railway. Причём известно, что это был не первый салон для высших лиц, а второй. Ныне этот салон можно найти в Национальном железнодорожном музее в Йорке. Первым же поездку по железной дороге в специально предназначенном вагоне в том же 1842 году, 13 июня, совершила королева Виктория. Между Лондоном и Виндзором вагон провёз её по участку принадлежащей компании Great Western Railway однако именно этот вагон не сохранился.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.