Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Увек

Увек лежит в 12 верстах от Саратова, в Саратовском уезде.

В глубокой древности, во времена Дария Гистаспа, (лет за 500 до Рождества Христова), на месте нынешнего Увека существовал, по мнению известного историка-археолога И.Е. Забелина, город, построенный греческими выходцами. Основываясь на сказаниях Геродота о Скифской земле, И.Е. Забелин говорит, что в земле Вудинов, простиравшейся по Волге между Саратовом и Орлом и далее за Оку к западу, жил народ Гелоны. По своему происхождению это были Эллины-Греки, поселившиеся у Вудинов по случаю изгнания их из торговых греческих черноморских городов.

Увек. С картины художника Корнева
Увек.
С картины художника Корнева

У них был деревянный город, единственный во всей стране, окруженный высокими стенами, каждая сторона которых простиралась на 30 стадий — около 5 верст. Стены, дома, храмы — все было деревянное. В этом городе были храмы эллинских богов, устроенные по эллинскому обычаю, с деревянными статуями, жертвенниками и божницами. Геродот повествует, что Персидский Дарий, преследуя в своем походе скифов, прошел землю Скифскую и Савроматскую (Сарматскую) и нигде не нашел ничего, что можно было бы разорить; но вступя в землю Вудинов, встретил город Гелон и сжег его.

Рассматривая топографические показания Геродота по отношению к земле Вудинов и деревянному греческому городу, И.Е. Забелин приходит к предположению, что город Гелон находился где-либо близ Саратова, ибо это была середина тогдашнего торгового пути из греческих черноморских городов к Уральским горам. Быть может, Гелон находился на Волге, пониже Саратова, на месте погибшего города Увека, остатки которого существовали еще в XVI столетии.

Путешественники того времени говорят, что этот Увек лежит в плодоносной стране где растет во множестве ликорис, яблонные и вишневые деревья. Они прибавляют, что на этом месте «на высоком холму, был некогда очень красивый замок Увек и подле него город, называемый русскими Содомом; этот город и часть замка провалились по правосудию Божию за грехи народа здесь обитавшего. Теперь видны только развалины и некоторые гробницы; на одном надгробном камне можно различить формы лошади и всадника, сидящего на ней, с луком в руках. На другом камне видна надпись арабская.»

Город этот под именем города Буртас указывается на том же месте, в 20 днях расстояния от Астрахани и арабскими писателями IX-X века. В то время он был важным торжищем в сношениях среднеазиатских и прикаспийских стран со страною нашего Поволжья, с Буртасами и Болгарами. Очень вероятно, что в Геродотово время тот же город служил торжищем для черноморских греков с народами Приуральскими.

Знаменитый венецианец Марко-Поло, проехавший через восточную Россию в Азию, ко двору монгольского хана Кублая и пробывший в свите его 26 лет, от 1272 до 1298 года, в описании своего путешествия упоминает о монгольском городе Укак. (Татарское название города было Укек, что означает «вал-плотина»). Арабский географ Измаил Абульфеда, живший от 1273 до 1331 года, говорит о том же городе, называя его Окак. По его словам, город был небольшой и находился на берегу Итиля (Волги), в равном расстоянии от городов Булгара (ныне село Успенское Спасского уезда Казанской губернии) и Сарая (Близ нынешнего города Царева Астраханской губернии).

Находки на Увеке
Находки на Увеке

Город этот был одним из главных городов Золотой Орды, чеканил свою монету с именем Укека и стоял на довольно высокой ступени культуры. В уцелевших доныне развалинах находятся фундаменты зданий из бутового камня, с кирпичной кладкой, сверху; при раскопках здесь находили водопроводные гончарные трубы, узорчатые плитняковые камни, металлические, фарфоровые, стеклянные и глиняные изделия, чуть ли не большею частью завозного, среднеазиатского происхождения. По интересу находок Увек не уступает Болгарам, а в некоторых отношениях и превосходит его.

Таковы особенно находки каменных и медных православных образков, иконок и крестов, встреченных здесь в довольно значительном количестве. Большой интерес возбуждает весь керамический отдел, особенно же фарфоровая восточная посуда, различные литейные формочки, гирьки и прочее.

Наибольшее количество вещей (кроме монет) собрано было в последние годы, благодаря производившимся здесь железнодорожным сооружениям. Предметы эти совершенно аналогичны с вещами, находимыми в других золотоордынских городах. Лишь очень немногие находки относятся к значительно более отдаленному времени, именно в IX-Х веке, что указывает на существование здесь буртасского поселения. Из известных сооружений татарской поры на Увеке наиболее интересно здание, раскопанное в 1891 году С.С. Краснодубровским, представляющее собою четырехугольное сооружение с какими-то круглыми камерами внутри. Сам Краснодубровский говорит, что при этих раскопках находились вещи греческой работы, косвенно подтверждающая мнение И.Е. Забелина о том, что Увек в IV веке до Рождества Христова был местонахождением Гелона, о котором говорит Геродот в IV книге своей истории.

Находки на Увеке
Находки на Увеке

Предполагается, что город этот разрушен Тамерланом, но возможно, что он мог быть покинут жителями и придти в разрушение вследствие оседания почвы и размыва Волгой. Некоторую опору этому предположению можно найти в предании, записанном еще в XVI веке, что стоявший здесь город Содом провалился за грехи жителей, а главное — в том, что к настоящему времени Увек почти весь уже унесен Волгой; на нижней террасе остается небольшая его часть и, кроме того, кладбище. Оседание почвы и сползание её в Волгу продолжается беспрерывно.

Заселение Поволжья совершалось среди тревог, при постоянной опасности нападения и, до водворения спокойствия в крае, Увековская гора, служила сторожевым пунктом; вершина горы и доныне сохранила название каланчи. Этой каланчей пользовались и волжские ушкуйники для высматривания судов, на которые нападали с грозным, памятным еще и ныне, кличем: "сарынь на кичку". Этот возглас волжских разбойников означал, что все находившиеся на судне, подвергшемся нападению, должны были ложится на кичку (возвышенную часть на носу судна) и лежать, пока разбойники грабили судно.

Около Увека был стан Стеньки Разина. В. Крестовский и Д.Л. Мордовцев видели здесь в 1891 году Стенькин овраг и Стенькину пещеру с подземным ходом. У местных жителей сохранилось предание, что где-то в ущельях спрятаны богатства Стеньки Разина.

Эстакада и пристань для налива нефти на Увеке во время разлива Волги
Эстакада и пристань для налива нефти на Увеке во время разлива Волги

В 1586 году на Увеке предполагалось построить город, но вследствие протеста ногайского князя Уруса, к основанию города преступлено не было.

В 1741 году на Увеке устроен был завод по выработке селитры, существовавший до 1749 года. Огромные кучи остатков от селитряного производства существуют и до сих пор у самого берега реки Волги.

В настоящее время (на 1913 год) Береговой Увек известен по грандиозным сооружениям и пароходным пристаням Рязанско-Уральской железной дороги, как передаточный пункт этого пути через Волгу на Уральск.

На Увеке устроены большие амбары для хранения товаров и три наклонные плоскости для спуска грузов из амбаров на пароходные дебаркадеры и для подъема грузов наверх. По этим плоскостям грузы поднимаются и спускаются по рельсам в особых вагонетках, при помощи лебедок, приводимых в действие керосиновым двигателем. Оборот грузов за навигацию на Увекской переправе составляет до 5 миллионов пудов (82000 тонн). Спуск на воду около 60%, а подъем около 40%.

Станция Нефтяная
Станция Нефтяная

По соседству расположена нефтяная станция, состоящая из 19 резервуаров, принадлежащих дороге, емкостью на 2945 тысяч пудов (48239 тонн), и 6 частных резервуаров: 2 — товарищества братьев Меркульевых по 150 тысяч пудов, 1 — И.Г. Волкова на 150 тысяч пудов, 1 — Г.С. Дембота на 225 тысяч пудов и 2 — Шамси Асадуллаева по 260 тысяч пудов каждый. Перекачка нефтяных продуктов из баржей в резервуары производится железнодорожными нефтекачками по трубопроводам, проложенным от берега Волги через увекские пути. Недалеко от Увека расположен хорошо оборудованный нефтяной склад товарищества братьев Нобель, с резервуарами на 1730 тысяч пудов (28337 тонн).

У подошвы Увековской горы — село Набережный Увек, а за горою, в 3 верстах — село Церковный Увек, куда ежегодно 29 августа стекаются тысячи богомольцев на поклонение иконе Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Недалеко от церкви, в лощине, находится особо чтимый источник, с очень чистой и приятной водой Здесь же на горе бывает однодневная ярмарка, на которой главными предметами торговли служат сласти, мед и ситец.

В четырех верстах от Увека — деревня Трещиха, в пяти — деревня Александровка и в шести — деревня Багаевка. Население этих деревень занимается огородничеством. Помидоры, огурцы, морковь, картофель и прочее сбываются в Саратове, куда везутся гужом.

В летнее время местность заполняется тучами комаров и мошек и в сильной степени малярийная.


Составы ожидающие переправы
Составы ожидающие переправы
Из фондов музея Приволжской ж.д.

При открытии паромного сообщения через Волгу в Увеке стали сосредотачиваться железнодорожные составы, ожидающие переправы на левый берег Волги. С началом строительства в 1930 году железнодорожного моста через Волгу в районе Увека станция стала получать большой поток грузов шедших для нужд стройки.

В описании станции упоминается нефтяная станция. Станция эта стала самостоятельной после постройки моста через Волгу, однако точная дата создания станции неизвестна. Станция получила название Нефтяная.

Рядом с упоминаемой по тексту деревней Багаевкой, расположенной в 6 верстах от Увека, при постройке Волжской рокады, возникла станция Багаевка. От Саратовского железнодорожного моста, через станции Нефтяная и Черниха был построен путь к станции Багаевка. Перегон Нефтяная — Черниха имеет весьма трудный профиль пути и пролегает по местности изрезанной оврагами. Из-за этих обстоятельств выход пути осуществлен не на саму станцию, а в горловину станции ведущую к станции Буркин.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.