Линия Покровская Слобода - Уральск. Описание станций и их окрестностей

Уральск. Часть 3

Повествование в двух предыдущих частях статьи останавливается в 1913 году, с тех пор прошёл целый век (без малого). Произошла революция, образовалось и развалилось советское государство, образовалось государство Казахстан, многократно менялись транспортные потоки, менялся подвижной состав, создавались и ликвидировались промышленные предприятия, в конце концов, была эпоха освоения целины и всё это безусловно отразилось на истории города Уральск.

О современной жизни города, его достопримечательностях, промышленности, учреждениях культуры, знаменитых выходцах из Уральска (коих было немало в XX веке) и будет рассказано в этой статье.

Паровоз М на станции Раненбург
Паровоз М на ст. Раненбург
Фото из собрания А.С. Бернштейна ©

Итак, в 1894 году в Уральск пришла Рязано-Уральская железная дорога, город становится оживлённым торговым городом в прикаспийских степях. В 1897 году здесь жило 36 тысяч жителей. В 1939 году здесь насчитывалось 67 тысяч жителей, в 1959 году – 99, в 1970 – 134. Ныне в Уральске 216 тысяч жителей.

Построенное при станции коренное паровозное депо имевшее 6 стойл первоначально обслуживала паровозы Борзиг серий А и Б капской колеи – 1000 мм, ведь вся линия от Покровской Слободы через Урбах и Ершов имела такую колею. В период с 1910 по 1916 год линия от Ершова была перешита на колею 1524 мм и обновился подвижной состав. В депо появились паровозы серий Ов и Ш. Позднее, в середине 1930-х сюда поступили товарные паровозы Э и пассажирские М.

Вид на вокзал Уральска
Вид на вокзал Уральска
Фото Амира Нургалиева ©
28.06.2005

В 1935 году было открыто движение по мосту через Волгу у Саратова и спустя 4 года была построена линия от Уральска до Илецка. В 1936 и 1937 годах в паровозном депо Уральск строятся новые канавы в веерном депо (на этом месте ныне вагонное депо) и прямоугольное здание нового депо. Депо увеличивало мощность, ведь должен был возрасти парк приписанных к депо паровозов. В годы Великой Отечественной сюда поступают эвакуированные из оккупированных районов паровозы серий СО и СОк с тендерами-конденсаторами. В 1943 году в депо было закончено строительства подъёмочного ремонта паровозов. Цех имел поначалу минимум необходимого оснащения, ведь промышленность в ту пору не выпускала почти ничего, что не было бы связано с обороной страны. Но в первые послевоенные годы удалось неплохо оснастить депо, кроме домкратов и кузнечного оборудования появились токарные, фрезерные и строгальные станки. На паровых трубопроводах (депо отапливалось паром) появились шиберные ножевые задвижки. Строились бытовой корпус и контора депо.

Тепловоз 2ТЭ10М-3640 на станции Уральск
Тепловоз 2ТЭ10М-3640 на станции Уральск

В 1953 году Уральское отделение Рязано-Уральской было передано Южно-Уральской железной дороге. С 1953 начался переход депо Уральск на тепловозную тягу, сюда поступали тепловозы ТЭ2. В 1958-1959 гг в депо поступили тепловозы серии ТЭ3. Растёт грузопоток через Уральск. При паровозной тяге весовая норма была 1500 тонн, а при тепловозной освоено вождение поездов весом до 4500 тонн. В 1962 году депо производит оборудование локомотивов АЛСН, путевыми генераторами оборудуются прилегающие железнодорожные линии. В 1977-1981 гг. производится поэтапная замена отработавших своё, и к тому времени уже морально устаревших) тепловозов ТЭ2 и ТЭ3 на новые тепловозы 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М. Тепловозы 2ТЭ10М эксплуатируются в депо и поныне, однако часть их прошла капитально-восстановительный ремонт с заменой дизель-генератороной установки, высоковольтной камеры, компрессора и холодильной камеры на соответствующее оборудование, поставленное фирмой General Electric.

Всего в приписном парке ТЧ Уральск 28 тепловозов: 21 тепловоз 2ТЭ10М (из них 6 модернизированных) и 7 маневровых ТЭМ2. Локомотивы обслуживают плечо Озинки – Уральск – Илецк (общая протяжённость 394 км).

Непросто пришла в Уральск Советская власть. Формально власть в городе перешла к совету рабочих, солдатских и казачьих депутатов, но совет этот не располагал реальной силой и не мог победить контрреволюционные настроения в городе. Одновременно с советом депутатов существовало «Войсковое правительство» Уральского казачьего войска, все окрестные казачьи станицы подчинялись ему. В марте 1918 года власть перешла к казачеству. Красная Армия смогла захватить город лишь после упорных боёв 24 января 1919 года. В апреле 1919 началась осада города белоказачьими частями, длилась она до 11 июля 1919 года, тогда в город вошла Чапаевская дивизия.

За годы советской власти Уральск стал крупным промышленным и культурным центром, областным центром. Совершенно неожиданно и нелогично земли заселённые казаками отошли в Казахскую ССР, и ныне принадлежат Республике Казахстан.

В годы Великой Отечественной войны Уральск стал тыловым городом работавшим на войну. Сюда из западных районов страны было эвакуировано 14 промышленных, работавших на оборону, предприятий, 20 военных госпиталей; формировались воинские соединения.

В Уральске развивались предприятия металлообрабатывающей отрасли, к 1955 году появились заводы: машиностроительный, механический, арматурный, завод по ремонту сельскохозяйственных машин, судоремонтные мастерские, кроме того, кожевенной и меховой комбинаты, сапоговаляльная фабрика. Из предприятий пищевой промышленности имелись солодковый завод, ликёро-водочный, мясокомбинат, мельзавод, крупяной завод.

В 150-км от города расположено Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, открытое в 1979 году. Месторождение это создаёт немало рабочих мест в городе.

Памятник А.С. Пушкину
Памятник А.С. Пушкину

Город Уральск является не только административным, но и культурным центром Западно-Казахстанской области. В настоящее время в городе работают Уральский казахский драматический театр, Уральский русский драматический театр им. А.Н. Островского (старейший театр Казахстана, возраст которого составляет уже более 160 лет), областная филармония имени Гарифуллы Курмангалиева. В городе также имеется 7 музеев, 6 кинотеатров, 11 дворцов культуры и клубов, 24 библиотеки, книжный фонд которых составляет более миллиона томов, народные эстрадно-хореографические ансамбли «Ак Жайык» и «Назерке», детские хореографическая студия при ДК «Зенит» и ансамбль «Антре», танцевальная студия «Адажио» детского хора «Яикушка» и др.

С городом Уральском связано немало примечательных имен. Одно из них – поэт Жубан Молдагалиев (5 октября 1920 – 6 октября 1988).

В 1920 году неподалеку от Уральска, в селе Сайкудык Акжайыкского района родился мальчик по имени Жубан Молдагалиев, ставший поэтом, Народный писателем Казахстана, лауреатом Государственной премии СССР и Казахской ССР. В возрасте 19 лет, будучи студентом Уральского сельскохозяйственного техникума в городе Уральске, он опубликовал свои первые произведения. На следующий год, в 1940 году, он окончил техникум. А ещё через год началась война. Жубан Молдагалиев прошел её всю, он воевал с 1941 по 1945 годы. Пули, по счастью, миновали его. После войны он работал редактором казахского журнала «Жулдыз» («Звезда»). А с 1963 по 1971 гг. занимал должность секретаря правления Союза писателей Казахстана. Теперь на родине поэта, в селе его рождения, и в городе Уральске отмечаются юбилеи и памятные даты, связанные с его именем.

Драматический театр имени А.Н. Островского
Драматический театр имени А.Н. Островского

История рассказывает, что в город Уральск в XIX веке приезжали великие русские писатели: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, В.И. Даль, Л.Н. Толстой. Уральск – это единственный в Казахстане город, в котором побывал А.С. Пушкин. Бывали здесь цесаревичи и будущие императоры Александр и Николай. Все они гостили в одном и том же доме, получившем название Атаманский дом. Атаманский дом служил резиденцией казачьего атамана, а построен он был в 1825 году по проекту войскового архитектора, итальянца по происхождению М. Дельмедино для атамана Д.М. Бородина.

Из самых известных построек Уральска особое место занимает православный Михайло-Архангельский собор. Это старейшее строение города, дата его закладки приходится на 1740-е годы. Этому собору через некоторое время пришлось сыграть роль крепости – произошло это в 1772 году во время восстания под предводительством Емельяна Пугачева, когда там расположились присланные для подавления бунта государевы войска. Восставшие пошли на приступ собора. В то время собор отделяла от городских земель каменная крепостная стена, взять форпост казакам Пугачева так и не удалось.

Историко-краеведческий музей
Историко-краеведческий музей

А по соседству с Михайло-Архангельским собором ныне расположен музей Емельяна Пугачева. Здесь экспонируются подлинные вещи казачьего быта и вооружения, знамена, пушки и др. Место для музея выбрано неслучайно – именно в этом помещении в 18 столетии находился богатый терем Кузнецовых, по ту пору хозяином дома был казак Кузнецов, дочь которого приглянулась «царю-самозванцу» и потому была наречена «царёвой невестой». Сейчас это памятник истории и деревянного зодчества 18 века. С 1967 года в этом доме находилась библиотека, а в 1991 году, в послеперестроечные годы, здание было передано в ведомство областного историко-краеведческого музея.

Совсем иная история у другого православного храма, местного Храма Христа-Спасителя. Он моложе Михайло-Архангельского собора на полторы сотни лет, срок немалый – совсем иная эпоха. Построен он был в 1891 году в честь 300-летия служения Уральского казачьего войска московскому царю. А история его постройки связана с местными аферами. Дело в том, что первоначально было решено воздвигнуть огромный собор – символ великой имперской власти. Заложили фундамент – и тут выяснилось, что деньги на постройку большого имперского символа куда-то делись. Пришлось довольствоваться символом малых размеров. Построенный в Уральске «символ», как показала история государства Российского в дальнейшем, действительно оказался символичным. Но маленькая аккуратная церковка, в последние годы отремонтированная и приведенная в надлежащий вид, так до сих пор стоит на огромном фундаменте, что тоже по-своему символично.

Практически все достопримечательности находятся на центральной улице города – проспекте Достык. Заслуживает внимания и ещё одна городская улица – имени Дины Нурпеисовой – расположенная перпендикулярно проспекту Достык.

Старый железнодорожный вокзал, имевший красивую архитектуру, не уцелел – он был снесён в 1970-е годы, а на его месте построено новое здание из бетона. Впрочем, у нового здания, как это часто было в советское время, довольно невзрачный фасад, планировка тоже не самая лучшая. Поэтому особым удобством и красотой он не отличается. Впрочем вокзал в ухоженном состоянии, недавно отремонтирован, установлены краны броен, заново переложена отопительная система. Вокзал расположен практически в центре города.

В 1933 году рядом с Уральском появился аэродром. В 1936 году открылось постоянное воздушное сообщение между Уральском и другими городами нынешнего Казахстана. В 1937 году появились рейсы на Гурьев, в1939 в Саратов, Джаныбек, Фурманово. Ныне аэропорт Уральска (именуемый «Ак жол» что означает в переводе «Светлый путь») принимает рейсы из Астаны, Алма-Аты, Москвы, из дальнего зарубежья. С городом аэропорт связан рейсовым автобусом номер 12. На том же 12-м автобусе можно добраться до автовокзала.

Городской транспорт представлен автобусами и машрутными такси.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.