Линия Покровская Слобода - Уральск. Описание станций и их окрестностей

Уральск. Часть 1

Герб Уральска
Герб Уральска

Станция Уральск находится на 396 версте от Покровской Слободы. Станция Уральск, вплоть до постройки в 1930-х годах продолжения линии до станции Илецк, являлась конечной станцией на участке Покровская Слобода – Уральск.

Вид на вокзал Уральска
Вид на вокзал Уральска
Фото Амира Нургалиева ©
28.06.2005

До середины 1870-х годов Уральск не имел заметного торгового значения. Он служил тогда только центром для сбыта продуктов скотоводства и рыбоводства. Хлебной торговли почти не существовало. Начало торговли местным хлебом «Уральские Войсковые Ведомости» считают с 1877 года. Развитие Уральска в торговом отношении началось с тех пор, как в 1876 году открылось здесь отделение государственного банка. В своих торговых сношениях Уральск, до проведения железной дороги, связан был с Самарой, Бузулуком и Балаковом.

Главным трактом был самарский. По этому тракту направлялись почти все предметы ввоза в Уральск, а также громадное количество местных сырых произведений – пшеницы, рыбы, кожи, сала, шерсти, солодкового корня и прочих. В хорошую погоду грузы доставлялись из одного города в другой на четвертые сутки: в непогоду же, когда дорога портилась, обозам приходилось быть в пути до двух недель, а иной раз бросать часть грузов на дороге, чтобы как-нибудь доплестись до города. Протяжение самарского тракта считалось от 225 до 280 верст (в зависимости от времени года).

Вторым, по значению, был тракт на Бузулук, протяжением 180 верст. Он, главным образом, служил для пассажирского движения. Торговое значение этого тракта, по данным, собранным в книге Н. Бородина «Уральское Казачье войско», было небольшим.

Третий тракт на Балаково, называемый Чижинским, протяжением в 280 верст, имел ещё меньшее значение. Провоз по этим трактам обходился:

до Самары 255 верст от 30 до 40 копеек с пуда;
до Бузулука 180 верст от 20 до 30 копеек с пуда;
до Балакова 280 верст от 40 до 50 копеек с пуда.

Проведение Покровско-Уральской линии нарушило вековые традиции уральских торговцев, открыв им облегченный путь к таким рынкам, с которыми у них никогда не было сношений. Порвать эти традиции сразу дорога, в силу разных причин, не могла, но она внесла в торговлю такие элементы, которые постепенно разрушают вековые привычки.

Один из малых мостов РУЖД
Один из малых мостов РУЖД

В период времени 1891-1893 гг. в Уральске было открыто 22 торговых заведения, имеющих за этот период средний оборот 49199 рублей. С 1894 г. до 1898 г. в Уральске открылось 69 торговых заведений, но средний их оборот составил всего 34391 рубль. Заведения эти оказались более мелкими сравнительно с прежними и появление их, очевидно, всецело зависит от железной дороги, давшей возможность быстрее оборачивать капиталы. Этим же объясняется тот факт, что после проведения железной дороги количество выбранных свидетельств 1-ой гильдии упало, тогда как среднее годовое число мелочных торговых свидетельств, составлявшее в 1892-1894 гг. – 664, поднялось за 1895-1897 гг. до 1039 то есть, на 57%. Насколько быстро стали оборачиваться капиталы, можно видеть из того, что во время переписи один торговец заявил, что на свой капитал, немного более двух тысяч рублей, он делает оборот в год 12 раз, т. е. торгует на 25 тысяч рублей. Выгодность такого быстрого оборачивания капитала очевидна: такой купец, наживая при каждом обороте, допустим, только 4% чистых, приобретает 48% прибыли. Поступившие в торговый оборот мелкие капиталы не могут служить при гужевом подвозе и потому, чем больше таких капиталов вторгнется в уральскую торговлю, тем более будут закрепляться за дорогою товары, приобретенных – на эти капиталы. По подсчету, произведенному Н. Огановским, с проведением железной дороги обороты всех заведений увеличились на 80%; в частности, оборот промышленных заведений – на 124%, торговых – на 50%.

Прошлое положение уральской промышленности, увеличившей свой оборот после проведения железной дороги на 124% так охарактеризовано местными исследователями: "В ральском войске не существует вовсе фабричной промышленности; заводская же ничтожна по количеству и роду выделываемых произведений", писал А. Рябинин в 1866 году. "Почти тоже можно сказать, не рискуя впасть в ошибку, и про настоящее время", говорит Н. Бородин, писавший в 1891 году.

Но после проведения железной дороги характеристика эта сразу изменилась: Н. Огановский в 1898 году пишет: "В настоящую минуту в Уральске происходит усиленное развитие обрабатывающей промышленности и в особенности, обработки зерна. Появление мельниц, которые могут считаться крупными промышленными единицами не только у нас, но и в любом центральном пункте России, обусловлено опять таки паровым транспортом. Торговля и промышленность, развиваются очень быстро под влиянием железной дороги; но промышленность развивается вдвое скорее, чем торговля, и из всех отраслей промышленности быстротой своего роста выделяется обработка зерна."

Официальный обзор, помещенный в памятной книжке Уральской области за 1902 год, так характеризует влияние железной дороги:

"С проведением рельсового пути на город Уральск, экономическое положение этого последнего и вместе с ним всего войска стало улучшаться. Число промышленных и торговых заведений в нем с каждым годом увеличивается, и город Уральск приобретает значение торгового центра для всего войска."

Учуг на реке Урал
Учуг на реке Урал под Уральском

Из видов уральской промышленности особого внимания заслуживает рыболовство. Оно представляет собою самый исконный промысел уральских казаков. В прежнее время, вплоть до 1830-х годов этот промысел, в сущности, был единственным. Скотоводство никогда не играло роли главного промысла массы населения, а о хлебопашестве во многих станицах не являлось и мысли. Положение рыболовства на Урале вообще исключительное. Оно, с самого своего возникновения, приобрело вид самостоятельного речного хозяйства. Еще П.С. Паллас заметил:

"Главный промысел и упражнение яицких казаков состоит в рыбной ловле, которая нигде в России столь хорошо не распоряжена и законами не ограничена, как в здешнем месте."

Это остается верным и для настоящего времени. Исследователь уральского рыболовства Н.Я. Данилевский говорит:

"Урал есть единственная в мире большая река, исключительно предназначенная для рыболовства, которому принесены в жертву все прочие услуги, оказываемые человеку текучими водами. На нем нет ни судоходства, ни сплава лесу (по крайней мере ниже учуга), ни движимых водою мельниц. Во весь год нельзя почти увидать на нем одной лодки, которая бы плыла не с рыболовною целью. Самый переезд через Урал весьма затруднителен. На всем пространстве от учуга до моря, что составить около 500 верст по прямой линии, с извилинами же реки почти вдвое, устроен только один мост у самого Уральска и один паром у Гурьева – два пункта, где бывает значительная мена с киргизами. Даже Гурьевский паром возбуждает негодование многих, которые считают его вредящим входу рыбы в Урал потому, что пугает её хлопаньем каната об воду. Если нужно бывает переправиться через Урал с возами, как например для отправления весною на Черхальское морце, или для сенокошения по заливным местам левого берега, то связывают две или три бударки, настилают на них вместо помоста плетень, а на носу и на корме каждой бударки садится по человеку с короткими и широкими веслами, и паром готов. При таких, можно сказать, даже преувеличенных предосторожностях, рыба находит в Урале до поры до времени полное приволье и совершенные тишину и покой. В море, против устьев Урала, существует заповедное пространство, шириною верст в 80, на котором никогда не ловят рыбы и где ей совершенно свободный ход."

Ежегодно поперек реки Урала, у города Уральска устраивается временная забойка, называемая учугом и предназначенная к тому, чтобы не пускать выше по реке Уралу красной рыбы, идущей на зимние "ятови". Уральское рыболовство отличается тем, что в нем преобладает зимнее и осеннее рыболовство, тогда как по Волге и другим рекам преобладает лов весенний.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.