Линия Смоленск – Раненбург. Описание станций и их окрестностей

Сухиничи

Сухиничи находится на 219 версте от Смоленска, в Козельском уезде.

Герб города Сухиничи
Герб города Сухиничи

Город этот очень недавнего происхождения; он никогда не был административным центром, никогда не имел своего уезда и принадлежит к числу тех очень немногих русских городов, которые выстроились сами, благодаря развитою хозяйственной жизни, а не были построены для военных или административных надобностей. Ещё до обращения в город село Сухиничи служило важным складочным пунктом для товаров, направлявшихся через него к пристаням Волги и западной Двины. Торговля салом, пенькой, конопляным маслом и семенем составляла в то время одну из характерных особенностей этого пункта. Чтобы составить понятие о прежней торговой деятельности Сухиничей, достаточно напомнить, что через него в одно только зимнее время проходило ежегодно от шести до десяти тысяч груженных подвод и что оборот этой торговли равнялся ни мало, ни много 25 миллионов рублей; товар направлялся обыкновенно на Зубцовскую и Ржевскую пристани, а оттуда к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам.

Вокзал ст. Сухиничи-Узловые
Вокзал ст. Сухиничи-Узловые.
Фото Всеволода Путника ©
27.05.2000

Торговое влияние Сухиничей было очень обширно. Сюда шли обозы из Орла, Курска, Ефремова, Ельца, Ливен и многих других пунктов и здесь происходила перевалка. Так продолжалось до проведения первых железных дорог, перерезавших шедшие через Сухиничи торговые пути и оставивших Сухиничи в стороне. С этого времени наступил период упадка и застоя. Население Сухиничей перестало расти. В 1861 году в Сухиничах было 6400 человек, а по переписи 1897 года оказалось только 5453 человека. Большой урон нанесли Сухиничам, бывшие в 1891 и 1892 годах, опустошительные пожары. После проведения через Сухиничи двух железных дорог, благосостояние города, торговля и промышленность получили вновь возможность развиваться. Теперь (на 1913 год) в Сухиничах ведётся в довольно значительных размерах торговля пенькой, конопляным маслом, хлебом и лесом. В городе еженедельные базары и два раза в году, 2 мая и 14 сентября, большие ярмарки, продолжающиеся по три дня.

Город расположен на скате отлогого левого берега речки Брыни. Незначительная сама по ceбе, эта река замечательна тем, что в старое время по ней тянулись большие дремучие леса, которые известны были под именем Брынских. В густоте этих лесов некогда укрывались в скитах раскольники, почему их иногда официально называли последователями Брынской веры. Эти же леса служили притонами и шайкам разбойников. М.Н. Загоскин, в своей повести «Брянский лес», написанной в 1845 году, говорит:

«И теперь ещё леса Брынские, о которых нередко упоминают в народных сказках и поверьях, представляются воображению простолюдинов какими-то безвестными дебрями мрачным и пустынным жилищем косматых медведей, голодных волков, леших, оборотней и разбойников; в этом отношении они берут даже первенство над знаменитым муромским лесом».

Герб Мещовска
Герб Мещовска

К Сухиничам тяготеет город Мещовск, находящийся в 21 версте. Мещовск очень древний город; по Степенной книге, он существовал ещё в XIII веке и имел своих удельных князей; в летописях упоминается в XV веке. В конце XIV века подпал под власть Витовта, великого князя литовского, но в 1494 году перешёл к России.

В Мещовске родился известный публицист, социолог и критик Николай Константинович Михайловский. Жителей в Мещовске 5000 человек; главное занятие населения мелочная торговля пенькою, конопляным и льняным маслом, щетиною и невыделанными кожами. В городе две ярмарки: в сентябре четырехдневная (Рождественская) и в июне семидневная (петровская). Обороты ярмарок в общем не велики.

На станции – малое депо, с приспособлениями для текущего ремонта вагонов, имеющее одно паровозное стойло.

Со станции в 1911 году отправлено более 23 тысяч пассажиров, а грузооборот станции превысил 1140 тысяч пудов, из которых 920 тысяч пудов составило прибытие: муки, крупы, сельди, вина хлебного и др. товаров.

В настоящее время в Сухиничах действует пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), на котором обслуживаются электровозы ВЛ80 и ЧС4.


В 1927 году Сухиничи стал центром укрупнённого уезда, в который вошли бывшие Козельский и Мещовский уезды. В 1929 году Сухиничи стал центром округа, округ включал в себя 11 районов. Ещё спустя год округа были упразднены, и Сухинический район, как и другие, непосредственно стал подчиняться областному городу – Смоленску (а с 1944 года – Калуге).

На восточной окраине города был построен филиал производственного объединения «Москвич», где планировалось уже в 1993 году выпустить опытную партию нового автомобиля «Москвич». Завод так и не заработал, но в Сухиничах появился новый микрорайон «Автозавод» с современными домами.

Ныне в Сухиничах проживает 15,5 тысяч человек. А так как город небольшой, проблема пробок для него неактуальна. Правда и в Сухиничах есть на всякий случай автомобильный эвакуатор.

Толи дело переполненные людьми и машинами мегаполисы – Москва, Санкт-Петербург или Нижний Новгород. Не всегда пробки на улицах возникают по вине городских властей или неразумных водителей. Бывает так, что просто подводит автомобиль, ломается техника. Как спастись от праведного гнева других водителей, как побыстрее эвакуировать автомобиль, который сломался, допустим, на перекрёстке? Толкать руками до ближайшей автомастерской – это не выход. Конечно же следует вызвать эвакуатор. Тогда к Вам на выручку придёт спецтехника. Вы, конечно же, потратите немного денежек, но зато сбережёте свои нервы.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.