Линия Рязань – Богоявленск с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Старожилово

Старожилово – станция расположенная в 45 верстах от Рязани, в Пронском уезде.

Вокзал станции Старожилово
Вокзал ст.Старожилово
Фото Дмитрия Фокина ©
сентябрь 2003

Станция в двух верстах от села Воронова, с населением 800 душ; здесь имение В.В. Лохина, с садом в 10 десятин. В двух с половиною верстах – имение "Окулово" А.П. Обезьянинова, с садом в 32 десятины и винокуренным заводом. В 3 верстах село Чернобаево, с 1200 жителями; при этом селе в имении П.И. Карнович и Г.Т. Рассказова, с большими садами в 7 и 15 десятин. В 6 верстах, при селе Ромоданово, - имение Ф.Д. Роосберг, с винокуренным заводом, и в 8 верстах, при селе Старожилово (1800 жителей), - имение П.П. Фон-Дервиза в 250 десятин, из которых фруктовый сад занимает 50 десятин. В недавнее время в этом имении было 2780 десятин и оно было одним из самых замечательных по роскоши и благоустройству. Здесь существовал обширный и прекрасный конский завод лучших чистокровных пород, большое стадо молочного скота также лучших пород, практиковалось лесонасаждение, была метеорологическая станция и прочее. Все это уничтожено и остались в имении только хорошие постройки - молчаливые свидетели былого великолепия, но и те в запустении и упадке.

В 12 верстах от станции, при селе Истье, существовал до недавнего времени чугуноплавильный и железоделательный завод, принадлежавший к самым старым заводам в России; начало ему положено при Петре Великом, в 1716 году; с тех пор, переходя от одного владельца к другому, он достался в 1842 году известному библиографу С.Д. Полторацкому. Долгое время деятельность завода ограничивалась только небольшим производством простых чугунных и железных изделий. При С.Д. Полторацком, с 1849 года, начали вводиться усовершенствованные способы фабрикации, для чего приглашены были из-за границы (Ахена) мастера, которые совершенно изменили весь ход дела. Завод работал на собственной руде, добывавшейся в полуверсте от завода, в дачах села Залипяжья, на берегу реки Истьи. После перехода завода от Полторацкого к другим владельцам, производство сократилось. В 1897 году владевшее заводом общество русского рельсового производства, преобразовалось в общество истьинских металлургических и механических заводов, значительно увеличило капитал и на короткое время подняло производство до 417 тысяч рублей, годового оборота. Однако вслед за тем наступил упадок, и дело ликвидировано; постройки завода разобраны, оборудование продано, добыча руды прекратилось… Уничтожен завод, существовавший около 200 лет… старое русское дело погибло…








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.