Станция Саратов

Информация о состоянии грузового потока эвакогрузов на станциях Саратов-I и Саратов-II и о положении с обслуживанием людских эшелонов.

Положение, сложившееся за последнее время с грузопотоком и людскими эшелонами на Саратовском узле катастрофическое. Узел до отказа забит вагонами, которые не разгружаются из-за отсутствия складских помещении. Ценное оборудование, сырье, которое могло быть использовано предприятиями города, занимая сотни необходимых для фронта вагонов, месяцами стоит без движения…

…За последние дни движение почти приостановлено. В течение двух дней Саратов совершенно не принимает товарных поездов из Аткарска, так как не имеет свободных путей.

Еще хуже положение с людскими эшелонами. Прибывающие на станцию эвакуированные, главным образом дети и женщины, не могут получить даже хлеба. Буфет станции Саратов-I отпускает 2 тыс. обедов, а получает из города хлеба только на 500 обедов. На товарной станции для эвакуированных открыт ларек, но существует он больше для издевательства, на 5 — 6 тыс. людей здесь ежедневно отпускается 100 килограммов хлеба, который выдается по 200 грамм на руки. Большинство проходящих эшелонов не отапливаются, часть эвакуированных едет на совершенно открытых платформах. В ночь на 14 октября под снегом и дождем находилось несколько сот женщин и детей, так как здание вокзала не могло уже вместить ни одного человека.

Паровоз серии М
Паровоз серии М
Издательство «Железнодорожное дело» ©
Именно такие паровозы с 1927 года применялись в депо Саратов для вождения пассажирских поездов

На станции ежедневно и ежечасно можно видеть душераздирающие сцены. Громко плачут голодные и продрогшие дети, а над ними рыдают матери, потерявшие всякую надежду получить от саратовских организаций помощь, кусок хлеба и кров для своего ребенка на ночь. Пропускная способность комнаты матери и ребенка смехотворно мала. На 2000 — 2500 детей, ежедневно проезжающих через Саратов, в ней имеется только 50 мест.

Между тем, тут же на станции имеются помещения, которые можно было использовать для спасения детей и женщин от холода… Можно пойти, наконец, на такую крайнюю меру, как вселение детей и женщин на ночь в квартиры расположенных близ вокзала домов…

…Комиссия, состоящая из представителей областных и городских организаций по неизвестным причинам не привлекла к участию в своей работе самих железнодорожников, в том числе транспортную прокуратуру и ограничила свою деятельность составлением многочисленных актов…

…Сейчас нужны решительные меры, надо давать в буфет и ларек узла количество хлеба из расчета на 5 — 6 тыс. человек в день. Выделить временное помещение для женщин и детей, чтобы они имели возможность обогреться, и наконец вывезти грузы со станции, мобилизуя на это всех трудящихся города. Чтобы не допустить окончательной порчи большого количества сахара, консервов и других продуктов, надо организовать продажу их трудящимся Саратова.

Инструктор по информации горкома ВКП(б) Абкина
(Не ранее 14 октября 1941 г.)








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.


По публикации в газете "Земское обозрение" от 14 июня 2001 года.
Публикация в "Земском обозрении" подготовлена по материалам предоставленным В. Лобановым.