Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Саратов

Саратовский вокзал. Снимок 1972 года.
Саратовский вокзал.
Снимок 1972 года.

Станция Саратов-1 пассажирская лежит на 796 версте от Москвы. Саратов - столица Рязанско-Уральской железной дороги, именно здесь разместилось её управление.

Саратовский край с глубокой древности участвовал в обширных торговых сношениях. Лет за 500 еще до Рождества Христова, говорить известный историк-археолог И.Е. Забелин, античные греки, через этот край, с берегов Черного моря сносились с приуральскими народами и где-то около Саратова имел место значительный деревянный город, Гелон, со смешанным населением, в котором, однако, преобладали те же эллины-греки. Город этот был торговым срёдоточением между западом и востоком от Днепра до Алтая и между севером и югом от нижегородской Волги до Закавказья и Персии.

Герб Саратова
Герб Саратова

С течением веков, когда промышленные арабы завоевали в VII столетии почти все богатые закаспийские страны, саратовский край служил ареною их торговых сношений. Они торговали от устьев Волги и до самой Камы. В это время в нынешней Саратовской губернии жил народ Буртасы. Севернее, к Каме, лежали владения Болгар, с главным городом Болгаром у устьев Камы, а к югу находилось Хазарское царство с столицей Итиль, лежавшей около нынешней Астрахани, среди устьев Волги. Земля Буртасов составляла собственно часть Хазарскаго царства; по крайней мере, во времена арабского писателя Ибн-Даста, в Х веке, они признавали власть хазарского царя (Кагана) и выставляли в поле 10 тысяч всадников.

По описанию Ибн-Даста, они имеют верблюдов, рогатый скот и много меду; земля, ими обитаемая, ровна; из деревьев в ней чаще других встречается хелендж (береза), занимаются они и хлебопашеством, но главное их богатство составляют мед, меха куньи и мех вообще.

Другой арабский писатель - Масуди, сообщая о торговле приволжских народов, говорит о караванах, которые постоянно ходят с товарами из Болгарии в Ховарезм (вероятно Хорезм) и наоборот. Из земли Буртасов, продолжает он, вывозят меха черно-бурых и красных лисиц, которые и называются буртасскими. Эти меха, особенно черные, иногда стоять больше 100 динариев за штуку, красные дешевле. Арабские и персидские цари считают эти черные меха выше куньего и делают из них шапки, кафтаны и шубы, так что нет почти царя, не имеющего шубы или кафтана с подкладкой из меха черных лисиц.

Мода на меха уже тогда была обязана женщине. До нас дошли сведения, что Зобейда, жена Гарун-аль-Рашида, первая ввела в моду шубы, подбитые русским мехом.

Пассажирское здание ст.Саратов
Пассажирское здание ст.Саратов
Здание Управления дороги
Здание Управления дороги

Буртасы не имели верховного главы. Исповедывали они мусульманскую веру, имели мечети, жили в деревянных домах. Город их, носивший название Буртас, по мнению известного ориенталиста Сенковского, находился в окрестностях нынешнего Саратова. И.Е. Забелин полагает, что этот город «по приметам должен занимать место Геродотовского Гелона и по всему вероятию есть город Увек».

Торговля на Волге, находившаяся под покровительством хазар, стала падать одновременно с упадком хазарского владычества, а упадок этот начался уже в первой половине IX века. Тогда из за Волги, сквозь хазарские поселения и кочевья проникли в южную Русь печенеги. Эта хищная орда начала загораживать торговые пути.

Конец Буртасскому народу положен был, по свидетельству писавшего в 976 году ученого араба Ибн-Хаукаля, истребительными походами Руссов в 965-969 годах при Святославе на хазар, ясов и касогов. Тогда почти поголовно Буртасы были перебиты и остатки их разбежались в ближайшие страны, так что от них не осталось и следов на Волге. Теперь об этом народе свидетельствует только маленькая речка Буртас, с четырьмя селениями того же имени, и, вероятно, старинные урочища, носящие название Бурасов, например в Саратовском уезде.

Пассажирский поезд на ст.Саратов-1
Пассажирский поезд с паровозом серии А на станции Саратов-1.
Снимок позднее 1894 года
Паровоз серии А, предположительно на Саратовском вокзале. Снято в августе 1896 года
Паровоз серии А, предположительно на Саратовском вокзале.
Снято в августе 1896 года

Татарское нашествие, застав Поволжье довольно населенным и с немалым количеством городов, превратило его в пустыню. В течение одного месяца татары овладели 14 русскими городами, кроме слобод и погостов.

Заселение Саратовского края нынешними его обитателями началось не ранее конца XVII века, и шло весьма медленно. Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло занять края. Сюда шли лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге. Известный А.П. Волынский, в своем донесении в Сенат в 1719 году, говорит:

«От Саратова до Астрахани, между городов по двести и по триста верст жила никакого нет, того ради, как купецким людям, так и протчим проезжим и рыбным ловцам от калмыков и от кубанцев чинится великое разорение и работных людей берут в плен.»


Саратов на левой стороне реки Волги (по рисунку Адама Олеария 1636 года)
Саратов на левой стороне реки Волги
(по рисунку Адама Олеария 1636 года)

Саратов основан был на левом берегу Волги, при устье впадающей в нее речки Саратовки, в конце 1580-х годов; в Степенной книге есть сведения, что из Саратова уже в 1589 году воеводы Засекин и Туров высылали воинские отряды для уничтожения воровских шаек на Медведице. Татарское название Саратова состоит из двух слов: сарый - желтый и тау или тав - гора.

Заволжский Саратов был укрепленным пунктом, но существовал недолго. Нахлынувшие ордынцы разрушили его до основания. По мнению Саратовского историка А. Леопольдова, на правый берег Волги Саратов перешел около 1605 года, но известный Голштинский посол Адам Олеарий во время проезда по Волге в Пepсию в 1636 году, видел Саратов на левом берегу Волги и записал о нем:

«Город этот лежит в 4-х верстах от главного течения Волги, на гладкой равнине, при рукаве, который Волга отделяет от себя в левую сторону. Он заселен одними стрельцами, которые управляются воеводой и полковником и живут здесь для сбережения от татар, называемых калмыками, которые обитают от этих мест до самого Каспийского моря и до реки Яика и часто делают нападения заезжая и вверх по Волге.»

Гончарный и изразцовый завод Н.И. Селиванова
Гончарный и изразцовый завод
Н.И. Селиванова

Голландец Иоган Стрюйс, проезжая по Волге в 1669 году, также видел Саратов на левом берегу и записал о нем почти то же, что и Олеарий:

«14 августа 1669 года бросили якорь в Саратове. Это небольшой город, расположенный на равнине, орошаемой одним из рукавов реки Волги. Соседство казаков, татар, калмыков заставляет содержать в нем сильный гарнизон. В этом месте начинают встречаться калмыки, которые на мой взгляд безобразнее и страшнее всех людей.»

После перехода на правый берег положение Саратова стало более безопасно, но город рос медленно. Небольшие успехи, достигнутые на пути мирного развития, уничтожены были политическими бурями, разразившимися над Поволжьем (бунты Разина и Пугачева), и только с XIX века спокойствие Саратова более не нарушалось. С этого времени Саратов начал принимать участие в крупной торговле и промышленности, чему, главным образом, помогло развитие на Волге пароходства и постройка железной дороги.

В начале1850-х годов внешний вид Саратова не представлял ничего привлекательного. Внешность его очень рельефно описана в следующих стихах местного происхождения:

Хорош Саратов - загляденье,
Въезжай в него и осмотрись:
На улицах, между строений,
Репьи кустами разрослись.

Уж если грязь, то грязь такая,
Что люди вязнут с головой,
Но мать-природу обожая
Знать не хотят о мостовой.

В 1861 году в Саратове было до 70 тысяч жителей. Начавшийся затем быстрый рост торговли и промышленности повлиял на увеличение населения. По переписи 1897 года в Саратове оказалось 137 тысяч жителей, а на 1 января 1910 года числилось 198600 человек. По своей величине Саратов является первым городом в Среднем и Нижнем Поволжье. Торговые его обороты громадны. Одного хлеба в Саратове закупается для отправки по Волге, железной дороге и для переработки на мельницах в среднем до 10 миллионов пудов в год. Обороты фабричных и заводских предприятий достигают до 20 миллионов рублей в год; наиболее крупными по оборотам являются паровые мельницы и паровые маслобойные заводы.

Саратовский университет
Саратовский университет

Значительная торговопромышленная деятельность города вызвала и большую потребность в кредите. В настоящее время (1913 год) в Саратове оперируют отделения банков: государственного, русского торгово-промышленного, русского для внешней торговли, волжско-камского, с.-петербургского международного, pyсско-aзиатского, азовско-донского, два общества взаимного кредита, городской общественный банк и агентства земельных банков: дворянского и крестьянского, нижегородско-самарского и московского.

Саратов имеет несколько периодических органов печати, много ученых, просветительных и культурных обществ, недавно открытый университета, массу средних и низших учебных заведений, хороший памятник Императору Александру II.

Главная достопримечательность города Радищевский музей. Музей устроен, при содействии города, профессором А.П. Боголюбовым, внуком А.Н. Радищева, знаменитого автора "Путешествия, из Петербурга в Москву", родившегося в Кузнецком уезде Саратовской губернии. Музей представляет богатую сокровищницу искусств, картинную галерею, интересные коллекции монет, кредитных билетов, фарфоровых и стеклянных изделий, бронзовых предметов и старинных русских серебряных вещей. Здесь находится богатая библиотека и любопытная зала китайских и японских изделий, прекрасное собрание старинной мебели из Испании и Франции времен Людовиков XIV и XV. Здесь же драгоценный Тургеневский кабинет, несколько портретов Тургенева и разных вещей, пожертвованных, по просьбе профессора А.П. Боголюбова, госпожою Виардо.


Радищевский музей
Радищевский музей
Саратовский крытый рынок
Саратовский крытый рынок

В Саратове Рязанско-Уральская дорога имеет шесть станций: Саратов I, (пассажирская станция, производящая прием и выдачу товаров большой скорости); Саратов II, (товарная станция, на которой сосредоточены операции по приему и выдаче грузов малой скорости); городская станция - в центре города и пристанные станции: Весенняя, Ильинская и Улешовская.

Станция Саратов II, (расположенная в одной версте от пассажирской), занимает громадную территорию, на которой расположено около 60 верст разных путей; тут же находятся большие мастерские паровозные и вагонные, депо, материальные склады, пакгаузы, элеватор на 500 тысяч пудов, железнодорожная больница, мужская и женская школы, техническое училище, церковь, библиотека, лаборатория для исследования материалов и прочее; вообще здесь сосредоточена вся техническая часть саратовского железнодорожного узла.

Тепловоз ТГМ23-1048 в депо Саратов
Тепловоз ТГМ23-1048 в депо Саратов
Фото Василия Зимина ©
1999 год

Возле станции Саратов II, на которой занято более 4000 служащих, образовался громадный поселок, с населением около 10000 человек, преимущественно служащих и их семейств.

Главное назначение саратовских мастерских: капитальный ремонт паровозов, периодический осмотр пассажирских вагонов, конвекционный осмотр и возобновление цистерн. Мастерские имеют следующие цеха и отделения: паровозо - сборный с котельно-медницким отделением, тендерное, механический, инструментальное, кузнечный, чугунно и медно - литейный, вагонный, деревообделочный с модельным, малярный и центральную силовую станцию.

На станции элеватор на 500 тыс. пудов, работа которого видна из следующих цифр:

 Поступило 
Год поступления Пшеницы Ржи Овса Разн. хлеба ИТОГО
1906 244477 212857 101085 602 559021
1907 68417 159008 285134 82477 595036
1908 22357 37832 259071 41878 361138
1909 154233 53649 103814 157050 468746
1910 65436 52970 200000 74394 392800
Всего 554920 516316 949104 356401 2376741

В 1911 году из Саратова отправлено 345 тысяч пассажиров и 5400 тысяч пудов грузов; прибыло грузов более 10 миллионов пудов. В отправлении преобладали хлебные грузы, колоб, нефть и керосин, в прибытии хлеб, сено, лесные материалы и прочие грузы.

Информация о состоянии грузового потока эвакогрузов на станциях Саратов I и Саратов II и о положении с обслуживанием людских эшелонов в 1941 году.

Саратов в сети Internet








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.