Линия Рязань-Богоявленск с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Рязань

Два чувства равно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.


А.С. Пушкин

Р
Герб Рязани
Герб Рязани


язань, в торговом отношении, никогда не имела крупного значения. Хотя до проведения железных дорог через Рязань шел большой гужевой путь на Москву, но участие Рязани в этом торговом движении было все-таки небольшим. Расположенная на самом краю производительной полосы, Рязань не могла стягивать к себе значительного количества хлеба и в этом отношении далеко уступала Козлову и Моршанску. Как складочный пункт, в котором останавливалось большое количество хлеба, шедшего в Москву из Козлова, Рязань имела значение, но и в этом отношении она стояла ниже Коломны, которая громадностью своих оборотов подавляла её значение.

Торговые обороты Рязани значительны; промышленность же, на начало XX века, была развита слабо. Существовал на 1913 год завод сельскохозяйственных орудий братьев Левонтин, завод железнодорожных принадлежностей (стрелок и крестовин), мельница братьев Масленниковых, сургучный завод, лесопильный завод Солодова и один кирпичный завод; при станции находилось 15 лесных складов.

Кредитных учреждений в Рязани несколько: отделения государственного, русского торгово-промышленного, соединенного банков, общество взаимного кредита, городской Сергия Живаго банк и отделения земельных дворянского и крестьянского банков.

Серебрянная цепь из рязанского клада 1869 года
Серебрянная цепь из рязанского клада 1869 года.
Медальон из клада 1822 года, известного под названием "рязанских барм".

В городе более 30 учебных заведений; из них две правительственных мужских гимназии, духовная и учительская семинарии, Мариинская женская гимназия, частные мужская и женская гимназии и реальное училище, городское ремесленное училище и школы низшего типа.

Рязань очень древний город: он упоминается в летописи под именем Переславля Рязанского в 1095 году. До XIII века столицей великого княжества рязанского была Старая Рязань представляющая собой ныне село с этим именем, pacположенное в двух верстах от города Спасска, при реке Оке. После неоднократных опустошений, столица из Старой Рязани перенесена была в Переяславль-Рязанский, который впоследствии получил имя Рязани.

В 1301 году город осаждали войска московского князя Даниила, в 1342 году - князя Ярослава Пронского; в 1365 и 1379 был сожжён монголо - татарами, но восстановлен. При князе Олеге Ивановиче (1350 - 1402) город сильно укреплён, развивался как торговый и ремесленный центр, играл значительную роль в транзитной торговле Северо-Восточной Руси и Востока.

В селе Старая Рязань существуют еще остатки укреплений, зданий, гробниц великих князей при раскопках здесь находили много древних драгоценных вещей; так в 1822 году найден знаменитый клад золотых украшений, известный под именем "Рязанских барм". Другой замечательный клад найден в 1868 году. Из древних зданий Переяславля Рязанского, или современной Рязани, сохранился великокняжеский терем, или дворец великого князя Олега.

Терем великого князя Олега. Фото из фотоальбома 'Рязань'
Терем великого князя Олега. Фото из фотоальбома 'Рязань'

"Это огромное трехэтажное здание древней архитектуры построено из чрезвычайно толстых стене, сложенных частью из большого кирпича, а частью из дикого камня. Посреди узких окон со стороны фасада в верхнем этаже, как видно, был балкон, а по сторонам того балкона приделаны два каких-то глухих, узких и высоких, с вставленными для света стеклышками, деревянных балкончика, выкрашенных белою краскою и походящих более на полукруглые будки. С этой стороны дворец огорожен высокою и плотною каменною стеною, из которой виднеются редко растущие большие деревья. В передней стороне этого дворца, которая обращена к собору и представляет весьма узкую, сажени в 4, стену, на верху нарисован в большом размере старый его хозяин, Великий Князь Олег (губернский герб). Тут же, в соединении с каменным забором, сделаны ворота, которые ведут к крыльцу дворца, состоящему из широкой, построенной из дикого камня, лестницы, которая ведет во второй этаж, где устроены одни слишком большие, а другие слишком малые и мрачные комнаты. Все это, как и само крыльцо, лестницы и другие подъезды, носят на себе видимую печать старины. Дом этот служить для помещения местного архиепископа. Время построения этого терема с достоверностью не известно.

Рязань. Успенский собор. Фото из фотоальбома 'Рязань'
Рязань. Успенский собор
Фото из фотоальбома 'Рязань'

Тут же особенное внимание обращает на себя огромный земляной вал, который есть не что иное, как укрепление или оборона для защиты города от неприятельских набегов, он имеет пять сажен высоты и три ширины; построение его относится ко временам построения самого города.

Вал этот тянется по западной стороне Спасского монастыря. С северной стороны он примыкает к реке Лыбеди (озеро Карасево), а с южной к реке Трубежу; у подошвы его идет глубокий ров, наполненный водою."
По книге И.Ф. Диттеля "Святыни, древности и достопримечательности города Рязани"

Из других достопримечательностей можно указать старинную церковь Бориса и Глеба, построенную в XII веке, и при ней пирамидальный памятник на месте погребения Св. Василия, епископа рязанского, а также Успенский собор и Троицкий мужской монастырь.

В Рязани родился и получил первоначальное образование поэт Я.П. Полонский и служил управляющим казенною датою и вице-губернатором М.Е. Салтыков (Щедрин). Дом в котором он жил и написал свои знаменитые «Губернские очерки», находится на Астраханской улице и принадлежит Морозову.

Станция Рязань пассажирская
Станция Рязань пассажирская
из коллекции Рязанского фотографа Евгения Каширина http://photo.ryazan.net
Вокзал ст. Рязань
Вокзал ст. Рязань. Вид со стороны железнодорожных мастерских.
1900-1907 год
из коллекции Рязанского фотографа Евгения Каширина http://photo.ryazan.net

Станция Рязань-пассажирская, является узловой с Московско-Казанской железной дорогой и пассажирское здание принадлежит этой последней дороге.

В одной версте от пассажирской станции расположена станция Рязань-товарная Рязанско-Уральской железной дороги, от которой идет Окская ветвь, протяжением пять с половиной верст до станции Рязань-Пристань, расположенной на берегу реки Оки. На этой станции устроены лесопильный и шпалопропиточный заводы; здесь же производится передача грузов на узкоколейную Рязанско-Владимирскую железную дорогу.

Грузооборот станций Рязань-товарная и Рязань-пристань составил в среднем за три последних года 6865 тысяч пудов, из которых приходится на отправление 3161 тысяча пудов и на прибытие 3694 тысячи пудов. Пассажиров в 1911 году отправлено около 79 тысяч человек.

На станции Рязань-товарная имеется врачебный приемный покой и два начальных училища Рязанско-Уральской железной дороги, из них мужское - двухклассное, с пятилетним курсом обучения, на 200 учеников и женское одноклассное, с четырехлетним курсом обучения, на 100 учениц.


Население Рязани на 1992 год составляло 528500 человек, в 1860 году населения было около 27 тысяч человек, по переписи 1897 года оказалось 44264 человека, на 1 января 1910 года числится 48500 душ, в 1959 году 214000 человек.

Станция Рязань.2001 год
Станция Рязань.
2001 год

В настоящее время Рязань является узлом железнодорожных линий на Москву, Владимир, Рузаевку, Ряжск. Здание Рязанского вокзала перестроено в конце 60-х годов XX века.

До середины 80-х годов XX века на ст. Рязань-I ежесуточно составлялось и отправлялось до 10 грузовых поездов. Но в середине 90-х годов XX века формирование поездов со ст. Рязань-I было передано на ст. Лесок (8 км от Рязани-I). В настоящее время Рязань-I - типичная пассажирская станция. Правда, на товарном дворе обрабатывается небольшой объем грузов и на станции находится парк дорожных машин и ремонтные мастерские.

На ст. Рязань-II (бывшая Рязань-Товарная, расположенная на южном направлении), расположенной в 400 метрах от Рязани-I и в настоящее время ставшей пассажирской (хотя грузовой двор по-прежнему функционирует), проходит токораздел между контактной сетью 3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока, т.е. станция Рязань-II является станцией стыкования, поэтому все пассажирские поезда проходящие по станции, меняют здесь локомотив. На станции есть локомотивное депо. На этой же станции находится прижелезнодорожный почтамт, через который проходит практически вся исходящая и входящая почта города и части областных населенных пунктов. Эта же станция обслуживает грузопоток части местных предприятий.

Рязань. Астраханская улица
Рязань. Астраханская улица
Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX - начала XX века»
Рязань. Памятник Василию Рязанскому
Рязань. Памятник Василию Рязанскому
Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX - начала XX века»

Грузовые поезда, следующие в южном направлении, меняют локомотив еще на ст. Рыбное - это примерно 18 км в сторону Москвы. От этой станции идет дополнительный ход, электрифицированный на 25 кВ переменного тока в обход Рязани и встречающийся с главным ходом в районе нефтеперерабатывающего завода, кстати, одного из крупнейших в Европе. Отчасти, причиной строительства этого объездного пути явилось то, что перед ст. Рязань-II находится кривая с радиусом менее 180 метров и углом более 100 градусов. Даже при только пассажирском движении наружный рельс этой кривой приходится менять минимум раз в год.

Кроме ст. Рязань-I и Рязань-II в Рязанский железнодорожный узел входят станции Рыбное, Лесок и Дягилево. На долю первых двух в настоящее время приходится основная доля в обслуживании грузопотоков города.

Современная Рязань - многофункциональный город, многоотраслевой промышленный центр с преобладанием отраслей тяжелой промышленности. Ведущую роль играет машиностроение. В Рязани расположены нефтеперерабатывающий завод (нефть поступает по нефтепроводу Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва), ПО «Химволокно», завод «Рязанцветмет», ПО «Рязаньмаш», ПО «Тяжпрессмаш», завод счетно-аналитических машин. Институты: радиотехнический, сельскохозяйственный, педагогический, медицинский; филиалы Московского института культуры и Московского государственного открытого университета; научно исследовательские и проектные институты. Театры: драматический, юного зрителя, кукол.

Драматический театр
Драматический театр
Фото Ломова А.Ю. ©
Снимок 2002 года

В старой части города на территории бывшего кремля, основанного в 1095 году, у слияния рек Трубеж и Лебедь, возвышаются соборы Христовоздвиженский, одноглавый Архангельский, Успенский.

В городе памятники: Сергею Есенину, Константину Эдуардовичу Циолковскому. К северу от Рязани в селе Константиново на реке Ока - Музей-заповедник Сергея Есенина.

В 1929 году Рязань стала центром округа, объединявшего 27 районов и входившего в состав Московской области, в 1930 году после ликвидации округов - районным центром. С 1937 года Рязань - центр Рязанской области.

Торговые ряды
Торговые ряды
Фото Ломова А.Ю. ©
Снимок 2002 года

В старой части города, на территории бывшего кремля (основанного в 1095 году), у слияния рек Трубеж и Лебедь, возвышаются соборы Христорождественский (XV век, перестроен в 1826 году в формах классицизма), одноглавый Архангельский (XVI век, надстроен в 1647 году), Успенский (1693 - 99 годы, общая высота около 60 метров) - в нарядном «нарышкинском» стиле, с колокольней высотой 83,2 метра, двухшатровая церковь Святого Духа (1642 год), Архиерейские палаты (Дворец Олега).

По генеральному плану 1780 - 82 годов Рязань получила регулярную планировку с трезубцем улиц, сходящихся к центральной, бывшей Соборной площади. Город застраивался зданиями в стиле классицизма, среди которых - бывшие присутственные места (1796 год), дом Морозова (конец XVIII века), Дворянское собрание (конец XVIII - начало XIX века), торговые ряды (первая половина XIX века), гимназия (1808 - 1815 год), семинария (1812 - 1816 год), больница (1816 год), гауптвахта (1836 год), а также деревянными жилыми домами, богато украшенными декоративной резьбой и каменными зданиями в псевдорусском стиле.

В Рязани установлены памятники: В.И. Ленину, С. Есенину, К.Э. Циолковскому, Герою Советского Союза Ф.А. Полетаеву.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.