Линия Рязань – Богоявленск с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Ряжск

Ряжск находится на 109 версте от Рязани.

Герб Ряжска
Герб Ряжска

Город Ряжск вырос после проведения Рязанско-Козловской и Ряжско-Моршанской железных дорог. В 1867 году Ряжск в торговом отношении уступал даже селам. Ряжские купцы торговали тогда в селе Ухолове и Перевлес, где была хлебная пристань. Но, вскоре после постройки Рязанско-Козловской железной дороги, торговля Ряжска, несмотря на то, что в нём было немного капиталов, значительно оживилась, и Ряжск начал отбивать торговлю у села Ухолова, бывшего издавна сильным хлебным рынком.

Всех жителей в Ряжске было в 1867 году 2845 человек; по переписи 1897 года в нем оказалось 12750 человек, а на 1 января 1910 года значится 15600 душ. Теперь торгово-промышленный оборот Ряжска превышает 1300000 рублей в год и из этой суммы около половины приходится на долю хлебной торговли. В Ряжске два отделения банков, 4 паровые мельницы – братьев Сорокиных, П.П. Ушакова, братьев Чиликиных, И.А. Давыдова, 10 шасталок и два мыловаренных завода.

Путепровод Сызрань-Рязанской ж.д. в Ряжске
Путепровод Сызрань-Рязанской железной дороги в Ряжске
Общежитие для учеников железнодорожного училища в Ряжске
Общежитие для учеников железнодорожного училища в Ряжске

В историческом отношении Ряжск известен, как довольно древний город. Возник он в XVI веке, на переволоке между реками Хуптою и Рясою, служившими тогда путями сообщения, и имел значение укреплённого пункта. Следы окружавших город валов сохранились до сих пор на мысу, образуемом глубоким оврагом и пересекающею город рекою Хунтой. Время основания Ряжска неизвестно, но он упоминается в актах в 1571 году. В 1607 году Ряжск был резиденцией воеводы Плещеева, а в 1676 году в нём находился в ссылке брат вдовствующей царицы Иван Кириллович Нарышкин. Уездным городом Ряжск стал в 1778 году. Академик Фальк, посетивший Ряжск в 1769 году, записал о нем: "город худо выстроен. В числе жителей находилось 189 купцов. Здесь занимаются только земледелием". По мнению историка-археолога И.Е. Забелина, город получил название от реки Ряс, по имени которых названо и Рясское поле, где он построен и потому правильное название города Рясск. Мнение это подтверждается писцовыми книгами XVI века, в которых город называется Ряской.

Паровоз на станции Ряжск
Паровоз на станции Ряжск
Фото ориентировочно 1980-х годов
Элеватор на станции Ряжск
Элеватор на станции Ряжск
Фото 1992 года

Переволока из Оки в Дон, на которой возник Ряжск, существовала ещё в 1502 году, когда московский государь Иван Васильевич, отпуская из Москвы турецкого посла, приказывал Рязанской княгине Анне проводить посла по своей земли: »отпустил я судном посла Турецкого до Старой Рязани, а от Старой Рязани ехать ему Пронею вверх, а из Прони к Пранову (ныне река Ранова), а из Прановой Хуптою вверх до переволоки, до Рясскаго поля. Переволокою Рясским полем до реки до Рясы», текущей в Воронеж.

Базары в Ряжске бывали два раза в неделю. Ярмарки: в апреле месяце, десятидневная, начиная со второго числа, торговля заключалась в покупке и продаже лошадей и рогатого скота; 15-го и 29-го августа, по два дня, торговля производилась преимущественно съестными продуктами, овощами, фруктами, разными мелкими сельскохозяйственными принадлежностями и частью скотом.

На станции Ряжск имелось оборотное депо, с паровозным зданием на 9 стойл, газовый завод, вырабатывающий газ из нефтяных остатков для освещения станции, и элеватор; вместимостью 300 тысяч пудов, работавший преимущественно овсом. Деятельность элеватора за пятилетний период с 1901 по 1906 год выразилась в следующих цифрах:

 Поступило 
Год поступления Пшеницы Ржи Овса Разн. хлеба ИТОГО
1906 8856 139809 236683 603 385951
1907 - 126307 321116 - 447423
1908 - 25387 154713 1194 181294
1909 - 66182 280005 - 346187
1910 888 75680 178093 10266 264927
Всего 9744 433365 1170610 12063 1625782

В 1911 году со станции Ряжск отправлено около 120 тысяч пассажиров и 1491 тысяча пудов (24420 тонн) грузов. Прибыло грузов 1243 тысячи пудов (20360 тонн). Преобладали в отправлении хлеб в зерне, мука ржаная, рогатый скот, лук репчатый, овощи, сено, табак-махорка и в прибытии – хлеб в зерне, мука пшеничная, нефть, керосин, лесные материалы, соль, сахар, спирт, масло растительное, рыба и другие грузы.

На станции существовали церковь и два начальных училища для детей железнодорожных служащих: мужское на 200 человек и женское на 90 человек.


В 1974 году населения Ряжская составляло 26 тысяч жителей. Работали мясной, молочный, консервный заводы. Работал также и авторемонтный завод созданный в 1957 году. В 1993 году Ряжский авторемонтный завод освоил выпуск техники для нужд коммунального хозяйства. Но коммунальная техника она же для того, чтобы чистоту в городе поддерживать, а не для того, чтобы разъезжать в городе по делам.

Вот если Вам случится очутиться по делам в крупном мегаполисе (навроде нашей столицы), то существует хорошая услуга – аренда автомобиля с водителем. Вам и рулить не надо, да и водитель местный будет знать, как объезжать пробки – везде должны поспеть.

В 2009 году, по рассказам энтузиастов железнодорожного транспорта в Ряжске можно было найти на станциях Ряжск I и Ряжск II пару паровозных гидроколонок, пару водоёмных зданий. Из старых построек остался лишь вокзал на станции Ряжск I. Прочие железнодорожные сооружения были построены либо в 1935 году, либо уже в послевоенное время. Локомотивного депо на станции ныне нет. Есть музей, экспозицию хвалят, но увы только со слов других людей. На станциях можно встретить тяговый подвижной состав переменного тока, а также автомотрисы РА-2.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.