Рязано-Уральская железная дорога в годы Великой Отечественной войны

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 47 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, до 200 кораблей. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков.

Железные дороги в годы Великой Отечественной обеспечивали около 85% всего грузооборота, доставили фронту более 19 млн. вагонов вооружения, боеприпасов, снаряжения, других материальных средств.


На этой странице будут собираться факты, связанные с событиями Великой Отечественной войны, происходившими в регионе Рязано-Уральской дороги или же нынешних границах дороги Приволжской. Также, с особой пометкой, я буду размещать здесь информацию о наиболее интересных событиях в других регионах железнодорожной сети. Информация далее отсортирована в хронологическом порядке.


3 августа 1941 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение: состоялся массовый воскресник железнодорожников, в котором участвовало свыше 1 млн. человек. Весь заработок, а это была сумма свыше 20 млн. рублей, был передан в Фонд обороны.

16 августа 1941 года состоялось заседание ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. На этом заседании было принято решение о строительстве железнодорожной линии от Астрахани до Кизляра.

Осенью 1941 года машинисты паровозного депо Челябинск организовали первую в стране паровозную колонну им. ГКО. В неё входили 5, а затем 15 паровозов. Впоследствии таких колон было создано несколько десятков и они получили наименование колонны особого резерва НКПС.

24 ноября 1941 года был захвачен город Венев. 25 ноября соединения 2-й немецкой танковой армии вышли на подступы к Кашире, продвинулись к Рязани и Скопину. 27 ноября по сосредоточению немецких войск в районе Каширы нанесли контрудар войска левого крыла Западного фронта.

6 декабря 1941 года началась Тульская наступательная операция. Войска левого крыла Западного фронта (10, 49, 50-я армии, 1-й гвардейский кавалерийский корпус; рубеж обороны – от Тулы до Мордвес, Серебряные Пруды, Михайлов, Чернава) при поддержке фронтовой авиации, соединений 6-го истребительного авиакорпуса ПВО и дальнебомбардировочной авиации, должны были разгромить группировку противника (4-я полевая и 2-я танковая армия), предотвратить захват противником железнодорожной линии ОжерельеРаненбург и угрозу обхода Москвы с юга. Грузовые и пассажирские перевозки по этой линии были блокированы противником, что могло значительно усложнить эвакуацию предприятий и гражданского населения центральных районов страны, а также воинские перевозки. 7 декабря был освобождён город Михайлов, войска развивали наступление на Венев, Сталиногорск и Епифань.

Поезд-баня
Поезд-баня

9 декабря войска Юго-Западного фронта освободили город Елец.

21 декабря в газете «Правда» было опубликовано сообщение о проведённом воскреснике на железных дорогах СССР. На одном только Московском железнодорожном узле в работе участвовало 18680 человек. Все заработанные средства были направлены на строительство поездов-бань для воинов РККА.

31 декабря войска Западного фронта освободили город Белев.

23 января 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады.

17 марта 1942 года ГКО утвердил проект Волжской рокады.

Вблизи от станции Котлубань (участок от станции Иловля до станции Гумрак) находится село Самофаловка. Здесь 24 августа 1942 года отличились бойцы пулемётной роты учебного батальона Лозовской стрелковой дивизии. Командовал ими лейтенант Рубен Раис Ибаррури. Около суток пехотинцы сдерживали наступление танков и мотопехоты противника. После смерти командира батальона Ибаррури принял командование на себя, поднял бойцов в контратаку. В этом бою Ибаррури был смертельно ранен. Посмертно ему было присвоено знание Героя Советского Союза. Память о павших бойцах Лозовской дивизии увековечена – в селе Самофаловка установлен памятник.

Памятник в селе Самофаловка
Памятник в селе Самофаловка

В ноябре 1942 года Макеевская стрелковая дивизия штурмом овладела сильно укреплённой противником станцией Суровикино. В ходе этих боёв было уничтожено свыше полутора тысяч оккупантов. За проявленные в боях отвагу, стойкость и героизм дивизия 16 декабря 1942 года получила звание Гвардейской. Продолжая наступать вдоль железной дороги дивизия участвовала в боях за станции Обливская, Морозовская, Тацинская, Белая Калитва.

На этой странице не хватает фотографий с мест событий. У меня просьба к посетителям сайта: Если Вы житель этих мест, поедете на поезде по этим станциям или автобусы Вашей туристической группы остановятся у памятников связанных с Великой Отечественной – снимите эти памятники, пришлите их на сайт, сделайте доброе дело!







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.