«Волжская рокада». Описание станций и их окрестностей

«Волжская рокада».
Линия Иловля – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск

Рокадная линия железной дороги от станции Иловля (близ Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (близ Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск была построена в годы Великой Отечественной войны. Эта железнодорожная линия вошла в историю как Волжская рокада.

В отрыве от строительства Волжской рокады нельзя рассматривать историю строительства заволжской линии от Владимировки или Владимировской пристани по направлению к Сталинграду. Хронологически она предшествовала строительтву рокады на правом берегу Волги. История её строительства, в последние годы, получила освещение на основе архивных документов. Материала набралось довольно много и поэтому он выделен в отдельную статью: Строительство линии Верхний Баскунчак – Владимировка – Сталинград.

Осенью 1941 г. была разорвана главная железнодорожная магистраль Москва – Курск – Харьков – Ростов-на-Дону, все воинские перевозки и грузопоток, которые осуществлялись по этой линии, были переключены на приволжские железнодорожные линии, проходившие через Сталинград.

23 января 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады. Это было мудрое предвидение, обеспечивающее крупный выигрыш в решении стратегических задач войны. И в тот же день, 23 января, бывший секретарь Сталинградского обкома партии А.С. Чуянов записал в своем дневнике: «Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве железнодорожной линии (рокады) Сталинград – Саратов – Сызрань – Ульяновск». Нам предстоит построить участок протяженностью 144,5 километра от Иловли до Камышина и реконструировать участок Сталинград – Иловля. Стройка признана первоочередной: предполагается открыть движение не позднее августа 1942 года».

Известно, что А.С. Чуянов и начальник управления НКВД по Сталинградской области А.И. Воронин пролетели на самолёте по правому берегу Волги до Камышина и решили, что рокаду следует положить по существующей автомобильной дороге Сталинград – Камышин. Тут и дорога была уже утрамбована и близость Волги по которой можно быстро получать грузы и перебрасывать их на рельсы. Все это было веским доводом в пользу выбора именно этой трассы.

Однако это проект не был принят. Опытные строители из наркомата путей сообщения доказали, что линию целесообразно проложить от станции Иловля вдоль реки Иловля до пересечения линии Камышин – Тамбов, а далее на Багаевку и по автомобильному грейдеру на Саратов. Эта линия шла, по сути дела, по берегам степных рек, что снимало проблему снабжения паровозов водой. Здесь предполагалось потратить меньше сил на производство земляных работ. И во вторых, рокаду предполагалось проложить по густонаселенным районам Сталинградской области и бывшей республики немцев Поволжья. К этому времени немцев из Поволжья уже выселили, однако рядом с опустошенными селами стояли нетронутыми русские поселения. Проектировщики рассчитывали на то, что местные жители обеспечат обслуживание будущей железной дороги, будущих станций, разъездов, мостов и перегонов. И самое важное состояло в том, что пустые села могли быть использованы под жилые массивы рабочей силы.

Откуда же взялась рабочая сила возводившая дорогу и державшая небывалые темпы строительства? Вместе с наркоматом путей сообщения за стройку отвечал НКВД. Основным поставщиком рабочей силы был ГУЛАГ. Проект прокладки трассы сделали железнодорожники из ГУЛАГа. Изыскательные экспедиции под руководством А.П. Смирнова и П.К. Татаринцева в течении февраля и марта провели изыскания. 17 марта 1942 года ГКО утвердил проект Волжской рокады. А строительство тем временем уже разворачивалось – были проведены новые подъездные грунтовые дороги, существующие укреплены.

Строительством участка от Иловли до Саратова занималось управление Волгожелдорстрой, руководил которым Ф.А. Гвоздевский.

Рельсы, шпалы и все необходимое оборудование пути для Волжской рокады перевезли с головного участка Байкало-Амурской магистрали, строительство которой было начато еще до войны. Этих рельсов хватило на прокладку линии от Иловли до Петрова Вала. А дорогу от Петрова Вала до Саратова собирали из плетей снятых в западных районах страны, под носом у фашистов, при отступлении наших войск.

«Быстро, дешево и надежно такой протяженности дорогу в то время могло построить единственное для подобных целей предназначенное ведомство – ГУЛЖДС» – писал В.Юдин.

Правительственная комиссия приняла во временную эксплуатацию участок Петров Вал – Иловля 23 сентября 1942 года, а участок Саратов – Петров Вал 24 октября 1942 года.

После окончания Великой Отечественной войны Волжская рокада была передана в ведение НКПС и разделена между дорогами участок от Иловли до Громово отошёл к Рязано-Уральской железной дороге, участок севернее к Куйбышевской железной дороге, а севернее Цильны до Свияжска – к Горьковской железной дороге.

Одновременно с Волжской рокадой строилась и линия Астрахань – Кизляр.


Станции линии Волжской рокады

  • Иловля
  • Кондраши
  • Бердия
  • Солодча
  • Захаровка
  • Зензеватка
  • Иловлинка
  • Забурунный
  • Соломатино
  • Петрунин
  • Петров Вал
  • Лебяжье
  • Умет (Камышинский)
  • Мучной
  • Семёновка
  • Овражная
  • Каменка
  • Россоша
  • Степной
  • Суворовский
  • Карамыш
  • Бобровка
  • Паницкая
  • Горючка
  • Власовский
  • Ивановский
  • Буркин
  • Багаевка
  • Саратов-3
  • Саратов
  • Трофимовский
  • Зоринский
  • Липовский
  • Тарханы
  • Елховка
  • Сухой Карабулак
  • Казаковка
  • Булгаковка
  • Сенная
  • Кряжим
  • Чернавка
  • Буровка
  • Кулатка
  • Вязовый Гай
  • Возрождение
  • Громово
  • См. также Рязано-Уральская железная дорога в годы Великой Отечественной войны, Скоростное движение приходит на дорогу.







    Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
    Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.