Описание узкоколейной Рязанско-Владимирской дороги
Рассказ Аркадия Мальтсона
Говоря про Уральскую ж.д. в Рязани нельзя не упомянуть узкоколейку, по которой везли лес на станцию Рязань и на шпалопропиточный завод, который действует до сих пор.
Узкоколейная железная дорога на Туму и далее на Владимир
Станция Ласково Зима 1990 г. Фото Аркадия Мальтсона © |
Использовалась эта дорога и для перевозки пассажиров: простой люд ехал в открытой платформе, люди посостоятельней – в закрытой. Но когда
паровоз-«кукушка» сходил с рельс – а это было не так уж редко, все вместе рубили ближайшее дерево и действуя им, как рычагом, ставили локомотив на путь. Путь от Рязани до Солотчи –
это около
Весной паводок затапливал станцию Ока-Пристань и длина дороги сокращалась на несколько километров, уходивших под воду, до
Эта дорога эксплуатировалась вплоть до начала 1970-х годов, когда был построен высоководный мост через Оку и появилось хорошее круглогодичное автомобильное сообщение и основная часть грузов и пассажиров стала перевозиться автотранспортом. С этого момента надобность в узкоколейке постепенно отпала: часть дороги от Тумы до Владимира перешили на нормальную (1520 мм) колею, а на остальной дороге до середины 1990-х годов движение сохранялось только на отдельных участках.
Снегоочистительный поезд на участке Зима 1990 г. Фото Аркадия Мальтсона © |
Ремонтом пути на некоторых участках дороги не занимались десятки лет – я сам в 1990 году видел рельсы с маркой
В один из зимних дней 1990 года я случайно – на этом участке движения уже почти не было, увидел снегоочистительный поезд, расчищавший дорогу, как потом выяснилось, последнему в истории ветки на торфоразработки Красное Болото поезду, забравшему вагоны для перевозки торфа со ст. Красное на ст. Ласково.
Летом этого же года ветка была частично разобрана при прокладке газопровода. На
Во второй половине 1990-х годов руководством Горьковской железной дороги, в ведении которой находилась узкоколейка, было принято решение разобрать её. В настоящее время об узкоколейке напоминают только заросшая молодыми соснами насыпь, куски старых шпал и музей дороги в поселке Солотча.
См. также Узкая колея. Прошлое и перспективы развития
Линия Рязань - Богоявленск / Стенькино / Рязань |