Описание узкоколейной Рязанско-Владимирской дороги

Рассказ Аркадия Мальтсона

Говоря про Уральскую ж.д. в Рязани нельзя не упомянуть узкоколейку, по которой везли лес на станцию Рязань и на шпалопропиточный завод, который действует до сих пор.

Узкоколейная железная дорога на Туму и далее на Владимир (ст. Рязань-Пристань) была построена в 1896-1906 годах (я могу ошибаться) для вывоза леса из Мещерских лесов и торфа. Эта дорога основательно пошатнула благосостояние тяжеловозов из близлежащих сел, лишив их объёма грузоперевозок и в течение нескольких лет после постройки дороги на ней велась самая настоящая партизанская война с разбором путей и сжиганием деревянных мостов. Конечная станция Рязань-Пристань (узкой колеи) находилась на левом берегу Оки, а Уральская ж.д. – на правом и несмотря на то, что со станции Рязань на Окскую пристань шла (и сейчас идёт и действует) ветка, часть пути – менее километра, грузам приходилось проделывать по воде.

Станция Ласково
Станция Ласково
Зима 1990 г.
Фото Аркадия Мальтсона ©

Использовалась эта дорога и для перевозки пассажиров: простой люд ехал в открытой платформе, люди посостоятельней – в закрытой. Но когда паровоз-«кукушка» сходил с рельс – а это было не так уж редко, все вместе рубили ближайшее дерево и действуя им, как рычагом, ставили локомотив на путь. Путь от Рязани до Солотчи – это около 20 км, занимал до четырёх часов. Но это было всё же быстрее, чем ехать на извозчике или идти пешком.

Весной паводок затапливал станцию Ока-Пристань и длина дороги сокращалась на несколько километров, уходивших под воду, до ст. Шумашь. Станционный домик, перенести на сухое место, разумеется, было нельзя, поэтому он был похож на крепостную башню: высокий каменный глухой первый этаж и деревянный второй, в котом и размещалась все помещения станции.

Эта дорога эксплуатировалась вплоть до начала 1970-х годов, когда был построен высоководный мост через Оку и появилось хорошее круглогодичное автомобильное сообщение и основная часть грузов и пассажиров стала перевозиться автотранспортом. С этого момента надобность в узкоколейке постепенно отпала: часть дороги от Тумы до Владимира перешили на нормальную (1520 мм) колею, а на остальной дороге до середины 1990-х годов движение сохранялось только на отдельных участках.

Снегоочистительный поезд на участке ст. Красное - ст. Ласково
Снегоочистительный поезд на участке ст. Красное - ст. Ласково
Зима 1990 г.
Фото Аркадия Мальтсона ©

Ремонтом пути на некоторых участках дороги не занимались десятки лет – я сам в 1990 году видел рельсы с маркой «Заводъ Бр. Демидовыхъ 1893 г» по которым шли поезда, поэтому в лесу часто можно было встретить один или несколько сошедших с рельс и перевернутых вагонов.

В один из зимних дней 1990 года я случайно – на этом участке движения уже почти не было, увидел снегоочистительный поезд, расчищавший дорогу, как потом выяснилось, последнему в истории ветки на торфоразработки Красное Болото поезду, забравшему вагоны для перевозки торфа со ст. Красное на ст. Ласково.

Летом этого же года ветка была частично разобрана при прокладке газопровода. На ст. Ласково в то время работала пилорама и почти ежедневно с неё отправлялись грузовые поезда до ст. Болонь, где пиломатериал перегружался в большие (1520 мм) грузовые вагоны и отправлялся через Радовицкий на Шатуру.

Во второй половине 1990-х годов руководством Горьковской железной дороги, в ведении которой находилась узкоколейка, было принято решение разобрать её. В настоящее время об узкоколейке напоминают только заросшая молодыми соснами насыпь, куски старых шпал и музей дороги в поселке Солотча.

См. также Узкая колея. Прошлое и перспективы развития








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.


Рассказ и фотографии - Аркадия Мальтсона (Arkady N. Maltson) из Рязани
mailto:arkady-m@yandex.ru