Ветвь РУЖД Астапово - Елец. Описание станций и их окрестностей
Герб Лебедяни |
ебедянь
Станция на противоположной от города стороне реки Дона, в трех верстах от центра города, расположенного, главным образом на правом, высоком берегу реки; на левом берегу сравнительно небольшая часть города; обе части города соединены железобетонным мостом.
Город Лебедянь возник, как укрепленный пункт, на границе "дикого поля" и первоначально был заселен войсковым сословием. Об этом свидетельствуют еще и ныне названия пригородных слобод: Стрелецкая, Пушкарская, Казачья и Инвалидная. Две последние слободы теперь носят названия: Покровско-Казацкая и Покровско-Инвалидная. Город Лебедянь скоро приобрел довольно видное значение в торговле, особенно ярмарками, которые славились еще при Екатерине II.
Значение Лебедяни, после проведения железных дорог, оставивших город в стороне, упало; когда же Лебедянь была присоединена к рельсовой сети, торговые обороты города значительно увеличились, но прежнего торгового значения город все-таки не имеет.
Железнодорожный мост через реку Дон отверстием 75 сажен на 100 версте линии Лебедянь-Елец |
Лебедянь. Дворянская улица |
В 1863 году в Лебедяни было 5849 жителей. По переписи же 1897 года в ней оказалось 13352 человек, на 1 января 1910 года числится 15000 человек, а по переписи 1992 года 23100 человек. На лебедянские ярмарки в 1860-х годах привозилось товаров на 2 миллиона рублей. Ныне обороты ярмарок достигают 1 миллиона рублей.; наиболее крупной считается Богоявленская ярмарка, с оборотом в 500 тысяч рублей. Как в прежнее время, так и теперь, ярмарки славятся большим приводом лошадей и невыделанными кожами.
Промышленное значение города невелико. В нем есть два небольших мыловаренных завода, городская водяная мукомольная мельница и две мельницы с нефтяными двигателями.
В городе две гимназии - мужская и женская.
Берег реки Дона, на котором расположен город Лебедянь представляет интересные обнажения серых девонских известняков, более 20 метров мощностью, издавна привлекающих внимание геологов.
При станции Лебедянь железнодорожный элеватор на 200 тысяч пудов. Работа элеватора за пятилетний период отражена в таблице:
Поступило | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год поступления | Пшеницы | Ржи | Овса | Разн. хлеба | ИТОГО |
1906 | 31050 | 9062 | 594654 | - | 634766 |
1907 | 7573 | 53644 | 396297 | - | 457514 |
1908 | - | 53564 | 660263 | - | 713827 |
1909 | - | 27757 | 608636 | 2677 | 639070 |
1910 | - | 4592 | 459273 | - | 553865 |
Всего | 38623 | 148619 | 2809123 | 2677 | 2999042 |
В 1911 году со станции Лебедянь отправлено около 20 тысяч пассажиров и 2435 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 2017 тысяч пудов. В отправлении преобладали: хлеб в зерне, мука ржаная, сахарный песок, рогатый скот, лошади, яйца, кожи невыделанные, а в прибытии - лесные материалы и дрова, нефтяные продукты и прочие грузы.
Близ города находится старинный Свято-Троицкий монастырь, теперь заштатный. В монастыре имеются два старинных храма во имя святого пророка Илии, бывший домовый храм Филарета Никитича Романова, во время его пребывания в этом монастыре, и Успения Божьей Матери. Монастырь обнесен крепостною стеною с бойницами, для защиты в прежнее время от набегов татар.
Ветвь Астапово - Елец / Астапово / / Рождество |