Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Кашира

Герб Каширы
Герб Каширы

Станция расположена на 102 версте от Москвы.

До проведения железных дорог, город Кашира лежал на торговом тракте, носившем название "Каширки". По этому тракту шли обозы с хлебом в Москву из Ельца, через Венев - Каширу - Пахру и из Козлова, через Рязань - Зарайск. С проведением железных дорог, оставивших Каширу в стороне, торговый тракт закрылся, товары, вместо гужевой доставки, пошли по железной дороге. Каширские торговые люди стали переносить свою деятельность в другие пункты и рост городского населения приостановился. В 1864 г. всех жителей было в Кашире 3800 человек, а по всеобщей
Старая Кашира на левом берегу реки Оки
Старая Кашира на левом берегу реки Оки
переписи в 1897 году, оказалось только 4000 человек. Население Каширы занимается садоводством. В городе более 160 садов с 6 тысячами плодовых деревьев, приносящих до 4500 пудов фруктов. После сооружения железной дороги через Каширу, торговля города стала оживляться и население к 1 января 1910 года увеличилось до 5800 человек. В советское время население города выросло более значительно, так в 1959 году в городе проживало 22 тысячи человек, а 1992 44200 человек.

Город Кашира до XVII века находился на левой стороне Оки, близ устья реки Каширки, в 7 верстах от нынешней Каширы, между деревней Городище и селом Старая Кашира. Вблизи этого села сохранилось городище квадратной формы размером 57*58 саженей огражденное массивным валом с южной и восточной сторон высотой не менее 8 аршин и вдвое более низким валом со стороны реки Каширки. На городище через вал ведут трое ворот; под стенами валов производится ломка известняка. По перенесении на правый берег, Кашира играла роль крепости, имела земляной вал с палисадами и деревянными башнями; остатки земляного вала кое где еще сохранились.

Железнодорожный мост через реку Оку у г.Каширы
Железнодорожный мост через реку Оку у г.Каширы

Заслуживает особого внимания железнодорожный мост через реку Оку. Построенный по проекту профессора Московского инженерного училища инженера Проскурякова, по типу американских мостов. Мост этот, отверстием 238 саженей, с ездою по низу, в четыре пролета по 58 саженей, занимал, по величине пролетов, до постройки моста на Астраханской линии через реку Бузань, первое место в Европейской России.

При станции Кашира - коренное депо, имеющее до 65 паровозов, обслуживающих поезда до Москвы, Павельца и Венева; два паровозных здания на 25 стойл с мастерскими для малого ремонта паровозов, завод Рязанско-Уральской дороги для изготовления бетонных и железобетонных изделий и одноклассное смешанное училище на 120 человек.

Вблизи станции образовался значительный, из года в год растущий, поселок.

Грузооборот станции Кашира в 1911 году составил по отправлению 1191 тысяч пудов и по прибытию 631 тысяча пудов. В отправлении преобладали хлеб в зерне, дрова и овощи, в прибытии лесной материал. Пассажиров отправлено со станции около 44 тысячи человек.

Вид Белопесоцкой слободы против города Каширы
Вид Белопесоцкой слободы против города Каширы
Окрестности станции Кашира на плане направления линии Павелец-Москва. 55 kb
Окрестности Каширы на плане направления линии Павелец-Москва, ориентировочно 1896 года.

Окрестности Каширы довольно привлекательны, а недалеко от города, на Тульской стороне Оки, есть места, с которыми связаны исторические воспоминания. Так, в 5 верстах от города находится село Колтово, имеющее до 800 жителей. Здесь в древности был город Колтеск. Близ села Колтово сохранился большой сторожевой курган, расположенный на высокой местности с видом на 14-16 верст кругом. Верстах в 12-15 от Каширы, на речке Безпут разбиты были татарские полчища в 1517 году русскими воеводами: князьями Волконским и Тутыхиным. Верстах в 8 выше впадения реки Безпуты в Оку, против устья Лопасни, расположено село Городище. Здесь находился древний город Лопасня. При этом городе переправился через Оку в 1380 году Дмитрий Донской, шедший отсюда, во время похода своего к Куликову полю "Рязанскими землями". После присоединения Лопасни к Московскому государству, татарские набеги опустошили совершенно правый берег Оки и навсегда разрушили город Лопасню.

Против города Каширы, на левом берегу Оки, расположена слобода Белопесоцкая с мужским монастырем.

От станции Кашира до станции Ожерелье путь идет почти непрерывным крутым 11 тысячным подъемом и на протяжении 8½. верст поднимается на 41.67 саженей.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.