Линия Тамбов - Камышин. Описание станций и их окрестностей

Камышин. Часть 1

Станция находится на 445 версте от Тамбова.

Герб Камышина
Герб Камышина

Местность, занимаемая Камышином, очень рано приобрела обширную известность. Способствовало этому её географическое положение. В этом месте река Камышинка, впадающая в Волгу, ближе, чем где-либо подходит к реке Иловле, впадающей в Дон. Ещё в древние времена греки знали этот путь и пользовались им для своих торговых сношений с народами, обитавшими на Волге и на побережье Каспия. Знали этот путь и наши первые князья. Так Игорь, возвращаясь с первого неудачного похода в Грецию, поднялся из Азовского моря по Дону и Иловле, перешёл волоком в Камышинку и отсюда на Волгу и далее в Каспийское море, где навёл страх на побережные магометанские народы. В позднейшие времена путь этот служил для других целей. Пользовались им, главным образом, шайки разбойников, переходивших с Дона на Волгу и обратно. По этому пути шли мятежные сподвижники Разина и Пугачева, здесь находили приют бесчисленные шайки других, менее известных, предводителей. Камышинка воспета в народных разбойничьих песнях; о подвигах атаманов живут доныне народные предания, а исторические акты нам подтверждают, что действительно здесь кипела жизнь, находившая выражение, то в мирных торговых сношениях, то в грозных воинских и разбойничьих набегах.

Известным собирателем народных песен Киршею Даниловым записана песня ("Древния российския стихотворения, собранныя Киршею Даниловым" Москва, 1878 год, стр. 220) под заглавием «Князь Репнин», характеризующая значение реки Камышинки и повествующая о трагической участи Астраханского губернатора князя Данилы Александровича Репнина, попавшего с семейством в руки "воровских казаков".

Промеж было Казанью, промеж Астраханью, 
А пониже города Саратова, 
А повыше было города Царицына, 
Из той ли было нагорной сторонушки, 
Как бы прошла, протекла Камышевка река, 
Своим устьем она впала в матушку Волгу реку. 
А по славной матушке Камышевке реке
Выгребали, выплывали пятьдесят легких стругов, 
Воровских казаков; 
А на всяком стружечку по пятьдесят гребцов, 
По пятьдесят гребцов – воровских казаков, …
Каменистый берег у пристани ст.Камышин
Каменистый берег у пристани ст.Камышин
Канатно-воздушная дорога солетаски
Канатно-воздушная дорога солетаски

Географическое положение этого места сделало его очень опасным. Здесь, "на переволоке" между Иловлей и Камышинкой с давних времен основались разбойничьи гнезда, обитателям которых было равно удобно выходить на грабёж и разбой, как на Волгу, так и на Дон. Известия иностранцев, имевших случай проезжать мимо Камышинской переволоки, повествуют об этом месте, как об очень опасном. Английский посланник Антон Дженкинсон, четыре раза (между 1557 – 1571 годами) посетивший Россию в царствование Иоанна Грозного, для заключения торговых договоров разрешения английским купцам торговли с Персией чрез русские владения, сообщает:

"6 июля 1558 года, мы подплыли к месту, называемому "переволока"; называется оно так потому, что в минувшие времена татары здесь перетаскивали свои суда из Волги в Танаш, иначе Дон, когда сбирались грабить плывущих как вниз по Волге в Астрахань, так и плывущих по Танашу в Азов, Каффу и другие города… Расстояние от одной реки до другой по переволоку – 2 лье (8 километро), это опасное место, так как здесь водятся воры и разбойники."

Адам Олеарий, проезжавший по Волге с Голштинским посольством в Пepcию в 1636 году, говорит:

"По этим то рекам (Иловле и Камышинке) донские казаки на лёгких челнах заплывают и в Волгу, отчего место это считается самым опасным по разбоям."

Вид на вокзал со стороны города
Вид на вокзал со стороны города
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года
Вид на вокзал со стороны путей
Вид на вокзал со стороны путей
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года

Местность эта, в силу своих особенностей, должна была привлечь к себе внимание государственной власти. Первою заботой правительства было обезопасить "переволоку", сделав невозможным для разбойничьих шаек свободный выход на Волгу, как главную торговую артерию. С этою целью построен был при впадении Камышинки в Волгу город Камышин. Голландец Стрюйс, проезжавший по Волге в 1669 году, записал об этом городе следующее:

"При устье реки Еруслана видел город Камышин. Москвитяне достроили его в 1668 году для того, чтобы пресечь путь казакам, вторые, проходя по Еруслану (т.е. Камышинке) для того, чтобы попасть на Волгу, грабили всё, что попадалось там. Но, несмотря на эту предосторожность, хотя они не входят в эту реку так легко, как прежде, все-таки продолжают плавать, переправляя лодки на четырехколесных повозках чрез пространство от шести до семи миль."

Город этот, однако, существовал недолго. Силы, которым он имел назначение противодействовать, были больше его сил, и он не мог устоять перед ними. Настойчивая нужда запереть "волок" заставила, вместо первого Камышина, построить второй, который и быль основан через 24 года, а именно в 1692 году. О постройке этого города путешественник Корнилий де-Бруин, проезжавший по Волге в 1703 году, сообщает:

Водонапорная башня у паровозного депо
Водонапорная башня у паровозного депо
Фото Дмитрия Мамина ©
Снимок 2001 года
Остатки второй водонапорной башни
Остатки второй водонапорной башни
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года

"Проплыли мимо города Камышина, начатого постройкой всего 4 года тому назад и уже значительно обстроенного. Город этот довольно обширен, окружен земляным валом, над которым и тогда беспрестанно работали. На житье сюда прибыли уже из Москвы до 4000 семьей. Гора, на которой построен город, особенно возвышена к стороне реки, обрывиста и чрезвычайно скалиста. По близости города, слева бежит река Камышинка, текущая к западу. Говорят, что она берёт начало своё из родника у Иловли, которая впадает в реку Дон, изливающуюся в Понт и отделяющую Европу от Азии. Казаки, живущие на берегу Дона, переплывали, как рассказывали нам, на лодках из этой реки в Волгу и делали в этих местностях много беспорядков, несмотря на то, что сюда часто присылались войска для обуздания их. Так как меры эти оказались недостаточны для достижения сказанной цели, то и решено было выстроить здесь город, чтобы держать казаков в страхе. На другой стороне Камышинки сооружали и крепость, окруженную земляным валом, над коим и теперь работали."

Большое значение переволоки в деле сближения бассейнов Черного и Каспийского морей не один раз вызывало стремление соединить здесь каналом Волгу с Доном.

Первая попытка сделана была турецким султаном Селимом в 1569 году. Стремясь отвоевать у России Астрахань, он распорядился соединить Дон с Волгой каналом, дабы иметь возможность провести свой флот по этому каналу и направить его к Астрахани.

Вторая попытка сделана была Петром Великим. По его распоряжению канал строился сначала инженером Брекелем, бежавшим за границу, а потом англичанином Джоном Перри, которому ведено было приостановить работы по случаю войны со Швецией. Джон Перри, в оставленной им книге говорит, что работами по сооружению канала он занимался три года сряду в течение летних месяцев и что "некоторые шлюзы были почти окончены и канал в половину прокопан".

Лесотаска в Камышине
Лесотаска в Камышине
Камышин. Народный дом
Камышин. Народный дом
Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX - начала XX века»

В царствование Екатерины II приступили к возобновлению работ по сооружению канала. Для топографической съёмки послан был профессор Ловиц и адвокат Иноходцев. Петер Симон Паллас застал их "приготовляющихся измерять наклонение страны, чрез которую сей канал должен проведен быть". Обозрев местность, Паллас нашел "к произведению в действо сего великого дела основательную надежду".

Пугачёвский бунт помешал Ловицу окончить свои работы. Ловиц попал в руки Пугачева, который, узнав, что он наблюдает движение звезд, велел повесить его «поближе к звездам».

Несмотря на массу затраченного труда, сооружение канала должно было окончиться неудачей, так как по нивелировке, произведенной в позднейшее время, уровень речки Камышинки оказался на 40 саженей (85,3 метра) ниже уровня Иловли; самый же гребень, разделяющий эти реки, на 57, а местами на 70 саженей (149,4 метра), выше уровня реки Волги. При таких условиях канал должен быть как бы подземным. Следы этого канала остались до нашего времени. Сохранились также и следы канала султана Селима на 200 саженей выше Петровского канала.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.