Описание линий Рязано-Уральской железной дороги
Строительство линии Пугачёвск – Красногвардеец
Линия Красногвардеец – Пугачевск была построена по проекту Уралгипротранса и введена в строй в 1981 году. Линия имеет протяжённость 286 км. Руководил строительством линии почётный железнодорожник Александр Иванович Вовченко.
Фрагмент схемы Приволжской дороги |
Фрагмент схемы Южно-Уральской дороги |
Ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Пугачевск – Красногвардеец позволил ослабить нагрузку Самарского транспортного узла за счет отклонения с него грузопотоков, следующих из Южного Урала в Нижнее Поволжье и южные районы европейской части страны. Для этого ныне используются железнодорожные переходы через Волгу и плотины Саратовской и Волгоградской ГЭС.
Институт Уралгипротранс, который проектировал линию, был создан в 1936 году в виде Уральской проектной конторы Союз-транспроекта, которая в 1941 году была преобразована в Уральское отделение Союзтранспроекта, а в 1951 году – в Уральский государственный проектно-изыскательский институт «Уралгипротранс». По проектам института было построено большое количество объектов железнодорожного и автомобильного транспорта, транспортной инфраструктуры городов, производственных, общественных и жилых зданий.
Линия строилась однопутной, но отдельные перегоны сделаны двухпутными. На станции Пугачёвск было построено основное локомотивное депо.
Вследствие того, что линия использовалась мало, в годы кризиса, примерно в 1995-1997 гг. локомотивное депо перешло в подчинение депо Ершов. Ныне эту линию обслуживают тепловозы депо Ершов. Станция Пугачевск-II сейчас целиком разобрана, в том числе и депо, и ПТОЛ.
Поезд на перегоне Пугачевск - Порубежка Фото Дениса Айдарова© |
Роторный снегоочиститель с тепловозом 2ТЭ10В на участке Красногвардеец-II - Новоперелюбская Источник – фотогаллерея на parovoz.com |
У села Большая Таволожка (перегон Пугачёвск – Порубежка) железная дорога пересекает автодорогу Пугачёв – Чапаевск. Хотя село Большая Таволожка располагается здесь, одноимённая станция в нескольких километрах отсюда на линии Пугачёвская – Чапаевск.
Линия проходит в долине реки Большой Иргиз. Зимой эта линия, а особенно выемки на ней, сильно заносится снежными буранами. Для расчистки применяется роторный снегоочиститель. Какие тоннели он роет смотрите на фото.
Грузовое движение по линии присутствует лишь в минимальных объёмах, правда при этом ежесуточно проходит две пары тяжёлых грузовых составов с рудой. Пассажирское движение по линии неравномерное: круглогодично ходит одна пара поездов, а в летний график здесь добавляется ещё около полутора десятков поездов везущих граждан из Сибири, за долгие зимние месяцы уставших от работы у прокатных станов и пилорам, наконец оставивших свой растворосмеситель, отбойный молоток или мастерок, отдыхать на курорты Чёрного моря. Правда летние поезда ходят по числам или дням недели, в общем крайне непостоянны. От Бузулука до Новоперелюбской также ходит пригородный поезд.
Когда-то, в начале 1990-х годов, предполагалась электрификация направления от Саратова через Сенную, Балаково, Пугачёвск, Новоперелюбскую с выходом на Южно-Уральскую железную дорогу. Однако развал СССР заморозил эти планы и электрификацией здесь теперь и не пахнет.
Станция Перелюбская является стыковой – за ней начинается Южно-Уральская железная дорога. В 35 километрах от станции Перелюбская расположено село Перелюб. Село Перелюб основано в 1848 году крестьянами-переселенцами с Украины на берегу реки Камелик. Ныне это районный центр Перелюбского района Саратовской области.
О строительстве линии известно довольно мало. Неизвестно какое использовалось строительное оборудование, техника, какие строительные организации строили дорогу.
Вот станции линии от Пугачёвска до Красногвардейца: