История дороги

Обзор истории Куйбышевской железной дороги

Куйбышевская железная дорога была образована в 1936 году из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. Название Куйбышевская по имени Валерьяна Куйбышева дорога получила в мае 1953 года.

Дорога неоднократно меняла свои границы и протяжённость. Так в 1952 году разёрнутая длина её путей была всего 2012 км, а в настоящеё время 7234 км. Неизменным оставалось лишь то, что управление дороги находилось в Самаре (Куйбышев с 1935 по 1991 год).

Управление дороги в Самаре
Управление дороги в Самаре

Ныне Куйбышевская дорога граничит с Московской, Горьковской, Приволжской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железными дорогами.

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка – Инза – Ульяновск и Ряжск – Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка – Пенза – Ртищево и Ульяновск – Сызрань – Сенная идут с севера на юг. Границы дороги на этих линиях: Громово (Саратов – Сызрань), Кривозёровка (Пенза – Ртищево). Основные узловые станции дороги: Пенза, Сызрань, Октябрьск, Самара, Дёма, Кинель.

Первые участки дороги строились главным образом для вывоза хлеба из правобережных и левобережных районов Среднего Поволжья. Участок Пачелма – Пенза – Сызрань был построен в 1874 году; Сызрань – Кинель – Новосергиевская в 1877 году; Кинель – Похвистнево в 1888; Рузаевка – Сызрань в 1893 году. В 1880 году по проекту профессора Николая Апполоновича Белелюбского для переправы через Волгу был построен мост – самый большой в Европе и самый технически совершенный для того периода.

У некоторых станций дороги, построенных ещё в XIX веке весьма примечательная история. Так на линии Сызрань – Самара недалеко от Волги существует станция Обшаровка. Расположена станция на подъёме железнодорожной линии к мосту через Волгу. Поезда на паровозной тяге здесь замедляли ход, так что поезд можно было нагнать пешим шагом. Об этом довольно быстро прознали воровские шайки, которые и поселились вдоль линии железной дороги, образовалась деревня Обшаровка из двух улиц вытянутых по обе стороны полотна дороги на добрых 3 версты. Пробираясь в вагоны с товаром воровские шайки скидывали груз своим сообщникам. Воровским промыслом долгое время жила целая деревня. Отсюда кстати и её название, обшарить – значит обворовать. Таким образом в царское время оказываемые железной дорогой транспортные услуги были не всегда безопасными.

В 1930-е годы была осуществлена коренная реконструкция дороги, проведено усиление пути, прокладка вторых путей, получены новые паровозы серий Су, Эу, Эм, Эр, и немного позднее более мощные грузовые ФД и пассажирские ИС.

В 1943 году, в условиях Великой Отечественной войны, на дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок: Куйбышев – Безымянка. Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы (в частности, авиационные заводы №1 и №18), находящиеся в нескольких километрах от станции Безымянка, в то время как жилого фонда там ещё не было и рабочие размещались в центре города (в районе старой Самары).

В состав дороги ныне входят пять отделений: Пензенское, Самарское, Башкирское (Уфа), Ульяновское. Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того, в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия. Приоритетные грузы на дороге: нефть и нефтепродукты, лес и пилометериалы, контейнерные грузоперевозки, перевозки навтомобилей на специализированном подвижном составе.

Географическое положение определяет её характерную особенность: здесь сочетаются большие транзитные грузопотоки и большая местная погрузка. Дорога играет большую роль в обеспечении транспортными услугами районов нефтедобычи, обеспечивает перевозку грузов для многих предприятий машиностроения. Именно на Куйбышевской железной дороге, на станции Безымянка (это промышленный район Самары) грузят в адрес станции Тюратам Казакстан Темир Жолы особо важный груз. Через некоторое время после прибытия груза по назначению с Байконура стартует очередная ракета-носитель.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.