Линия Покровская Слобода - Уральск. Описание станций и их окрестностей

Ершов

Станция Ершов находится на 159 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. От станции идет ветвь к городу Николаевску (ныне станция Пугачёвск).

Узкоколейные вагоны на станции Ершов
Узкоколейные вагоны на ст. Ершов
Фото из собрания А.С. Бернштейна ©

При станции образовался поселок, имеющий до 1000 жителей; в поселке почтово-телеграфное отделение, сберегательная касса и ежегодно на время хлебной компании открываются агентства банков: русского торгово-промышленного и русско-азиатского.

При станции депо, с паровозным зданием на 12 стойл, мастерские для малого ремонта паровозов, зернохранилище на 12500 пудов и два хлебных пакгауза на 72000 пудов.

Паровоз-памятник Эр-760-65 у депо Ершов
Паровоз ЭР-760-65 у депо Ершов.
Фото Николая Силенко ©
2000 год

Со станции отправляется более 12 тысяч пассажиров и в урожайные годы около 750 тысяч пудов грузов, главным образом, хлеба и скота; прибывает на станцию разных товаров до 200 тысяч пудов.

В двух верстах от станции находится паровая мельница Шварца и Дубкова, размалывающая по 1 вагону зерна в сутки.

В 9 верстах от станции лежит село Марьевка, с населением 3000 душ, а в 25 верстах к югу, на реке Большом Узене, — большое и торговое село Новорепное, с населением до 6500 человек. В нем, кроме базаров, бывает с 29 августа по 5-е сентября ярмарка с оборотом, по продаже разного рода товаров, лошадей и рогатого скота, до 260 тысяч рублей.

Паровоз серии А в депо Ершов (1890-1906 год)
Паровоз серии А в депо Ершов (1890-1906 год)
Фото из коллекции Л. Сватикова

В 30 верстах от Ершова, при селе Столыпине, имеющем до 800 жителей, находится заведение Столыпинских минеральных вод. На левом берегу реки Большого Кутума, против деревни Новостолыпинки, вытекает ряд серно-соляных ключей, богатых солями, с свободным сероводородным газом. Один из них — Николаевский назначается для внутреннего употребления, остальные соединены в общий бассейн, из которого вода подается для ванн. В двух верстах, вверх по реке Большому Кутуму, на правом его берегу, находится железистый источник Мариинский. Источник представляет ряд очень сильно бьющих ключей. В трех с половиною верстах от заведения, вниз по реке Кутуму, расположен ряд горячих соленых озер — лиманов. Это, вероятно, остатки бывшего здесь некогда Арало-Каспийского моря. Курорт существует с 1867 года. Столыпинские грязи и воды полезны от многих болезней, как-то: ревматизма, золотухи, отравления металлическими ядами, невралгии, параличей и прочих. Для сообщения со станцией Ершов имеются лошади и автомобиль.


Вокзал станции Ершов
Вокзал станции Ершов
Фото Амира Нургалиева ©
28.06.2005

С 1963 года поселок при станции Ершов стал городом. Население Ершова по переписи 1979 года — 22 тысячи человек, в настоящее время около 25 тысяч человек. Город представляет собой типичный провинциальный город степного Саратовского Заволжья.

Недалеко от вокзала станции Ершов сохранилось здание, построенное из шпал. При внимательном рассмотрении и измерении обнаруживается, что эти шпалы некогда были сшиты в решетку с колеей в 1000 мм, т.е. в начале XX века данные шпалы лежали в узкой колее Заволжья. Напомню, что перешивка колеи состоялась для участка Урбах — Ершов — с 1907 по 1913 год, а для участка Ершов — Уральск с 1914 по 1915 год, в 1929 году — Ершов — Пугачевск.

Локомотивное депо Ершов стало единственным депо в Заволжье Саратовской области. Ранее, в 1995-96 годах были закрыты депо Балаково и Пугачевск, приписной парк локомотивов этих депо влился в парк депо Ершов; Пугачевск стал подменным пунктом; бывшее паровозное депо Красный Кут также является подменным пунктом депо Ершов; депо Анисовка с 2000 года выделено в отдельную компанию — Саратовтранспригород и в приписном парке имеет лишь электропоезда. В настоящее время (2006 год) в приписном парке депо Ершов имеются тепловозы серий: 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, 2ТЭ10МК, ТЭП70, ЧМЭ3. В депо имеется действующий поворотный круг.

В сентябре 2005 года, руководство Приволжской дороги, принимает неожиданное решение: перенести ремонт тепловозов 2ТЭ10 из депо Аткарск, в депо Ершов. Депо Ершов, по этим грандиозным планам должно переехать в цеха принадлежащие Ершовскому ОЗПМ (Опытный завод путевых машин). К 1-му января 2006 года депо Аткарск уже юридически ликвидировано, а вот создана ли база ремонта в Ершове не ясно. ОЗПМ, выполняющий средний ремонт путевой техники, должен переехать в Аткарск.

В городе работают молочный комбинат, мельничный комбинат, элеватор.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.