Линия Смоленск – Раненбург. Описание станций и их окрестностей

Ельня

Герб Ельни
Герб Ельни

Станция Ельня расположена на 76 версте от Смоленска.

Первое историческое известие о Ельне относится к 1447 году. В это время она была селом дворцовой волости и принадлежала к Смоленскому уезду. В город Ельня обращена при Екатерине II в 1776 году.

Ельня расположена по обоим берегам реки Десны и делится ею на две части – восточную и западную. Первая составляет главную часть города. В ней находится городская торговая площадь. На левом, более возвышенном, берегу Десны лежит заречная часть Ельни, меньшая и хуже обстроенная. Из остатков старины сохранился в заречной части города холм, называемый "городок". По местным преданиям, на "городке" был замок, в котором жил какой-то литовский князь.

До проведения железных дорог, Ельня участвовала в торговом движении, направлявшемся к Риге, и имела собственную, хотя и небольшую промышленность. В Ельне было в 1860 году два кожевенных и четыре маслобойных завода. В настоящее время (1913 год) в Ельне две паровые мельницы, лесопильный завод, две городские водяные мельницы на Десне, два кожевенных завода, каменные торговые ряды, театр, мужское и женское средние учебные заведения и народный дом.

Родовой дом М.И. Глинки в городе Ельне
Родовой дом М.И. Глинки в городе Ельне

Жителей в Ельне в 1913 году было 4358 человек, из них купцов 302. Оставшись в стороне от железных дорог, Ельня не могла развиваться. Значение её падало с каждым годом. По всеобщей переписи 1897 года населения в Ельне оказалось 2332 человека, т. е. с 1860 года население уменьшилось почти на половину. После сооружения через Ельню железной дороги, в городе наступило заметное оживление и к 1 января 1910 года население увеличилось до 5500 человек, к 1992 году население составило 9500 человек.

В городе проводилось три ярмарки в году: Ильинская с 20 по 28 июля, Скорбященская – 24 октября и Соборная с воскресенья 2-ой недели великого поста и базары три раза в неделю.

В Ельнинском уезде занимает видное место разведение конопли; торговля пенькою и конопляным семенем довольно значительна. Хлебопашество же, хотя и служит главным занятием населения, но по причине плохой почвы не дает хороших результатов.

Окрестное население занимается, главным образом, лесными промыслами, разработкой и подвозкой лесных материалов. Большая часть мужского населения уходит в отхожие промыслы.

В 1911 году со станции Ельня отправлено более 29 тысяч пассажиров и 2243 тысячи пудов (36741 тонна) грузов; прибыло грузов – 648 тысяч пудов (10615 тонн). Преобладали в отправлении лесные материалы, дрова, уголь, лен, пенька, пакля, семя льняное, конопляное, корье, лыко, метлы и сено, и в прибытии мука, крупа, пшено, хлеб в зерне, соль, керосин, сельди, цемент, известь, сахар, винный спирт.

В четырёх верстах от Ельни лесопильный и винокуренный заводы В.М. Левыкина. Лесные материалы с завода идут по железной дороге; спирт же вывозится гужем в казённый склад в городе Ельне.

От станции Ельня была проложена на юг узкоколейная железная дорога. По слухам дорогу эту начали строить немецкие войска во время оккупации, как военно-полевую, а продолжали строительство в феврале 1944 года, уже после освобождения территории местные жители. Дорога эта за деревней Липня раздваивалась, а затем и вовсе дробилась на отдельные усы. Дорога существовала вплоть до развала СССР, а ориентировочно в 1990 году была разобрана.

Основным её предназначением служил вывоз лесных грузов. До 1958 года дорога эта имела стандартную для военно-полевых дорог ширину колеи 600 мм. Паровозов на дороге не было, для тяги использовались мотовозы. Затем дорогу реконструировали, колея стала 750 мм. На дорогу поступил отечественный подвижной состав, с 1980 года использовались тепловозы ТУ6А. Состояние дороги никогда не было образцовым. К концу 1980-х путь и вовсе был расстроен, местами был просто аварийным и скорость поездов с грузами не превышала 5-7 км/час. Ни о какой срочной доставке грузов по ней не могло быть и речи.

Железнодорожная линия Смоленск – Сухиничи эксплуатируется на тепловозной тяге. Нынешнее время диктует высокие скорости, но поезда ходят по ней неспешно. Если необходима доставка грузов по России, а уж тем более срочная и от порога до порога грузоотправитель скорее выберет перевозку автотранспортом. Тоже касается и срочных почтовых отправлений, пересылки важных документов.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.