Диспетчерская служба и диспетчеры на железной дороге. Часть 2

Как это было на Рязано-Уральской и как это выглядит сейчас на российских железных дорогах

Специфика работы

Работа диспетчера требует концентрации внимания и сосредоточенности, способности быстро принимать решения в неординарных и экстренных ситуациях, хорошей памяти, хорошего зрения и слуха, пунктуальности, хорошего пространственного мышления.

График на экране монитора
График на экране монитора

Рабочее место диспетчеров ранее повсеместно находилось в отделении дороги. Отделения были небольшими, диспетчерских участков (диспетчерских кругов) там было несколько. «Нарезались» диспетчерские участки исходи из интенсивности движения по участку, наличия там узловых и сортировочных станций, локомотивных и моторвагонных депо, технической оснащённости участка. Работой сменой диспетчеров в отделении руководил старший диспетчер. Непосредственно станциями и поездами он не руководил, но координировал работу своих подчинённых. Сам он в свою очередь подчинялся дорожному диспетчеру, который сводил воедино всю картину движения поездов по дороге, устанавливал задания по пропуску грузовых поездов, передаче в пределах дороги вагонов под погрузку или по требованиям других дорог.

Для крупных железнодорожных узлов создаётся свой собственный диспетчерский круг, а в особо тяжёлых случаях, при сложной схеме и большой интенсивности движения, такой узел делят между двумя диспетчерами. Кроме поездных диспетчеров есть диспетчеры маневровые – руководящие маневровой работой на станциях.

Прежде у каждого диспетчера в распоряжении имелись разнообразные средства связи, средства диспетчерской централизации, плановый график движения и график исполненного движения, который он чертил сам, по данным которые ему передавали дежурные по станциям его участка. Непременным атрибутом диспетчера являются целая пачка разноцветных карандашей, авторучек и линейка.

С конца 1990-х годов на железных дорогах России интенсивно внедряется диспетчерская централизация работающая на основе микропроцессорной техники в реальном масштабе времени. В распоряжении диспетчеров компьютеры, на которых установлены разные программные комплексы (они и на разных дорогах разные) с помощью которых диспетчер получает всю информацию о состоянии на своём круге и передаёт команды управления.

На некоторых диспетчерских кругах техническое обеспечение участка и самого круга позволяет вести график исполненного движения (ГИД) на компьютере, а в конце смены просто распечатывать его на плоттере. А многие до сих пор рисуют график от руки: ручка, линейка, карандаш…

В настоящее время диспетчера на всех железных дорогах России переместились в объединённые диспетчерские центры, расположенные либо в управлениях дорог, либо в тех же городах где управления дороги. Помещение у всех диспетчерских центров разное, где-то это специально построенное, но неудобное помещение, а где-то приспособленные изолированные помещения для каждого из диспетчеров.

Поездной диспетчер за работой
Поездной диспетчер за работой

В диспетчерском центре Горьковской железной дороги условия работы в 2001-2002 годах (я там был) назвать хорошими было нельзя. Для диспетчеров отвели отдельный большой и высокий зал (возможно ранее спортзал) в котором создали так называемое «открытое пространство» (open space) разгороженное перегородками из стеклопакетов. Однако перегородки не были сплошными и были выполнены только до высоты 2 метра (так обеспечивался лёгкий доступ ко всей многочисленной компьютерной технике), а значит не получалось создать условия для создания микроклимата и шумоизоляции. Поскольку диспетчеры переговоров ведут много и должны слышать свои станции – все полную рабочую смену сидели в наушниках. И освещение в этом помещении было общим и местным, но возможности приглушить свет (в ночной час, когда поездов на участке мало) естественно не было.

Диспетчерский центр Приволжской железной дороги разместился прямо в здании управления дороги, заняв значительную часть третьего этажа. Большие комнаты, имевшиеся в здании, разгородили на маленькие. В каждой из комнат для диспетчеров свой кондиционер, большой стол и АРМ из 3-5 компьютеров (у всех по разному, в зависимости от сложности участка и его технической оснащённости). Мониторы были в 2001 году огромные – 21 дюйм с электронно-лучевой трубкой, ныне их нет, их место заняли жидкокристаллические мониторы. Планировали одно время соорудить прямо под окнами железнодорожной поликлиники отдельно стоящее здание где разместился бы диспетчерский центр, да не разрешили всё же памятник архитектуры рядом.

Диспетчерский центр в Ростове-на-Дону разместился прямо рядом с вокзалом. Как внутри он оборудован не ясно, внутри не был. Но строили его позднее других, он весь такой из стекла и бетона, крыша на современный манер не то плоская, не то покрыта металлочерепицой. Этот центр, кстати, планировал подмять под себя не только Северо-Кавказскую, а весь Южный федеральный округ. Как я понимаю – не вышло.

В прежние времена каждый поездной диспетчер отлично знал свой участок, периодически объезжал его на локомотиве, как правило, с грузовым поездом. Делалось это несколько раз в год для того, чтобы диспетчер хорошо знал профиль участка, все «коварные места» на нём, все станции и их техническое состояние видел собственными глазами. Тогда диспетчеры работали в непосредственной близости от своих участков. А ныне сидят они иногда за несколько сотен километров от своего участка и никогда не видели его в глаза. Норматив, обязывающий объезжать участок остался, а дела фактического уже нет.

Изменилось ли что-то в работе диспетчерского аппарата железных дорог за столетие? Да, конечно изменилось. Увеличились скорости поездов и интенсивность движения. Построены новые линии, а часть старых линий, исторических – увы, закрыта и разобрана. Появились новые виды связи, появилась компьютерная техника. Однако неизменным осталось главное: громадная ответственность за движение, утомление после бессонной ночи. И те же самые график от руки, ручка, линейка, карандаш…

К первой части: Диспетчеры в XIX и XX веке







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.