Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Дельта

Станция расположена на 488 версте от станции Красный Кут, в Красноярском уезде. Станция в дельте реки Волги, среди множества речек и ериков, соединяющих между собою реки: Эсаул, Кривой Буз, Рычу, Быструю и Бузан. Реки и протоки образуют массу островов и на одном из них расположена станция.

На расстоянии 5 верст от станции - экономия А.И. Фрицер, с обширным скотоводством; ежегодный сбыт скота достигает 1000 голов, но скот этот для перевозки по железной дороге не поступает, а отправляется исключительно водою.

В 12 верстах - село Разночинское, именуемое Колпаковкой, с наceлением до 1000 человек, занимающихся исключительно рыболовством и скотоводством. Крупного скота здесь около 10000 голов и мелкого до 50000 голов. Скот сбывается скупщикам, приезжающим сюда в осеннее время, и отправляется по Волге.

Вид участка железной дороги на дельте реки Волги
Вид участка железной дороги на дельте реки Волги

Во время половодья вся окрестная местность заливается водою, а по спаде воды появляются массами комары и другие насекомые, от которых население спасает свой скот, загоняя его в особые базы и окуривая дымом. В период времени с июня по август здесь свирепствует лихорадка.

Понятие о дельте можно себе составить по следующей обрисовке известного писателя Евгения Маркова:

"Кругом целый лабиринт островов и отмелей, покрытых сочною травою, заросших тальником, камышами… Это истинное рыбное царство тянется на многие десятки верст в длину и ширину, образуя собою дельту великой русской реки… Картина изумительного простора, удобства и обилия, хотя и давно початого, но до сих пор еще неистощимого. Тут есть, где разгуляться и рыбе, и рыболову, и дикой птице, и скотине…"

Сооружение железной дороги в дельте великой реки представляет редкий и выдающийся случай. Поэтому, по инициативе Председателя правления общества Рязанско-Уральской железной дороги инженера Ф.И. Шмидт, вслед за окончанием постройки дельтового участка, было произведено, под руководством инженера А.М. Фролова, изучение возведеных в дельте сооружений, в целях выяснения того влияния, которое оказывают на них высокие воды. Результаты изучения изданы правлением общества под заглавием «О переходах через водотоки» (три тома и атлас. Спб 1912 г.)

Вид свежеукрепленного участка железной дороги в дельте реки Волги
Вид свежеукрепленного участка железной дороги в дельте реки Волги

Самым замечательным явлением волжской дельты считаются "Бэровы бугры". Они представляют собою продолговатые холмы, весьма однообразного вида, имеющие характерную особенность, как в геологическом отношении, так и в гео-топографическом. Они констатированы только в северной прикаспийской области, преимущественно в районе волжской дельты и всегда расположены в одном главном направлении: восток-запад: будучи нанесены на карту Астраханского края, бугры оказываются расположенными веерообразно, с радиусом, сходящимся около средины Понто-Каспийского перешейка.

"Как будто степь изборождена плугом или кто-нибудь провел пальцами по ней, как по мягкой массе, не придерживаясь строго одного направления." Полагают, что образовались эти бугры при геологическом перевороте, когда Каспийское море отделилось от Черного и воды, размыв узкие лиманы и высохнув, образовали эти бугры. При длине от 2ОО саженей до 5 верст они имеют высоту от трех до пяти саженей, господствуя над плоской степью, в виде сторожевых курганов, и по большей части обращаясь к глубоким протокам и рекам волжской дельты своим наиболее крутым концом. Бугры состоят из слоев, имеющих форму концентрических сводов; слои, содержащие небольшое количество глины, составляют ядро бугра, вокруг ядра отложились земли, смешанные с песком и известью от ракушек.

Присутствие бугров на пространстве волжской дельты отнимает, парализует её невыгоды, как сплошь затопляемого весенними водами пространства. Только благодаря странной игре природы, благодаря Бэровским буграм, в районе дельты возможно было образовать постоянные поселения, так как бугры эти возвышаются над площадью низменной дельты. Самый город Астрахань расположен на Бэровских буграх. На буграх спасаются люди и животные, на них же строятся все рыбопромысловые постоянные заведения в дельте Волги. На взморье эти бугры, принимая вид островов, служат местом жительства и убежища для морских ловцов. Если бы не имелось в этой местности столь редкого в природе явления, как эти загадочные и оригинальные бугры, то, по всей вероятности, рыболовство на северном взморье Каспия и в дельте реки Волги не достигло бы современных размеров.

Детальное описание Бэровских бугров помещено в «Каспийских этюдах» К. Бара, в брошюре профессора С.И. Коржинского: «Заметки о так называемых Бэровских буграх», и в статье Г.Е. Щуровского: «Геологические очерки Кавказа».








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.