Справочная информация

Завод Борзиг

Первыми паровозами, поступившими на Рязано-Козловскую железную дорогу в 1866 году, были паровозы, произведённые заводом «Борзиг» (нем. Borsig) в Германии. Корпуса этого завода располагались там, где ныне расположен Берлинский район Тегель, а тогда это был северный пригород Берлина. Паровозы типа 0-3-0 поступившие с этого завода с 1866 по 1876 год в количестве 45 ед. эксплуатировались практически во всех паровозных депо открытых в этот период. Достоверно известно, например, что такие паровозы были в депо Саратов.

Заводы Борзиг – это крупная немецкая машиностроительная компания. В эпоху расцвета паровозов этот завод был крупнейшим в Европе и вторым в мире по числу производимых локомотивов.

Завод Борзиг в 1847 году
Завод Борзиг в 1847 году
Художник Карл Эдуард Бирманн

Основал компанию Иоганн Фридрих Август Борзиг. Он окончил Королевский ремесленный институт, работал на чугунолитейном заводе Франца Эгельса. В 1836 году Август Борзиг вложил свои сбережения в приобретение земельного участка расположенного в Берлине, у Ораниенбургских ворот. На купленной земле он основал собственную машиностроительную компанию. Первую продукцию завод дал 22 июля 1837 года – была отлита партия чугуна. Затем было налажено производство паровых котлов и паровых машин. В 1839 году завод Борзига приступил к освоению ремонта паровозов железной дороги Берлин – Потсдам. Тогда там использовались довольно примитивные, даже по своему внешнему виду, паровозы типа 1-1-1.

Паровоз на дороге Потсдам - Берлин в 1843 году
Паровоз на дороге Потсдам – Берлин
в 1843 году

Хотя паровозы и были примитивными, всё же это был верх технической мысли того времени. И оборудования для ремонта локомотивов требовалось вполне серьёзное. Для ремонта котла требовались мастера-котельщики и специализированный ручной инструмент. Для ремонта валов, поршней и цилиндров паровой машины, скалок и колёсных пар требовался токарный станок и расточной станок. Для ремонта рамы – сверлильный и строгальный станки. Кроме того, требовалось оборудование для сварки, пайки и клёпки и традиционное слесарное оборудование. Всё это пришлось приобретать владельцу завода и не зря. Получив полный комплект оборудования, Август Борзиг смог спустя год начать выпускать паровозы на своём заводе.

В 1840 году на заводе Борзига был изготовлен первый паровоз. Он получил серийной номер 1 и название «Борзиг». Осевая формула этого паровоза была 2-1-1, паровой цилиндр в ней был установлен под углом к пути. 21 июля 1840 гонка состоялась паровозная гонка, устроенная на линии Берлин – Йютерборг. Паровоз, построенный на заводе Борзиг, соревновался в скорости с паровозом, построенным на заводе Джорджа Стефенсона в Англии. Победил, оставив паровоз Стефенсона позади себя на 10 минут, паровоз Борзига. В результате гонки все убедились, что немцам, несмотря на отсутствие опыта, посильно делать паровые локомотивы, и нет необходимости приобретать их за рубежом.

Схема первого паровоза завода Борзиг выигравшего гонки на линии Берлин - Йютерборг
Схема первого паровоза завода Борзиг выигравшего гонки
на линии Берлин – Йютерборг

Ещё шесть однотипных паровозов были построены в 1842 году для железной дороги Берлин – Щецин, для дорог Верхней Силезии. В 1843 году было выпущено уже 18 паровозов, в 1844 году 24 паровоза. В том же 1844 году паровоз, выпущенный заводом Борзиг, был представлен на Берлинской промышленной выставке.

Начиная с паровозов, которые имели заводскую серию 14, начался массовый выпуск паровозов на заводе. Той самой, 14-й серии, было построено с 1843 по 1847 год – 71 паровоз. На этой серии было впервые применено запатентованное Борзигом устройство позволяющее производить переменное наполнение цилиндров паровой машины – с увеличением скорости движения наполнение цилиндра уменьшалось. Это устройство позволяющее менять отсечку с тех пор применяется на всех паровозах.

Сцепное дышло
Сцепное дышло

В 1845 году Борзиг построил первый паровоз, имевший две ведущие колёсные пары. Для синхронизации их вращения было применено сцепное дышло. Потом оси, связанные сцепным дышлом называли сцепными. Паровая машина или машины приводила (приводили) во вращение дну из осей, а через дышло вращение передавалось на другие колёсные пары. Тем самым паровоз мог достичь большей силы тяги без проскальзывания и срыва в боксование. В том же году на завод поступили первые зарубежные заказы – компания начала поставку паровозов для дороги Вена - Варшава. С 1845 по 1847 год компания построила в общей сложности 170 паровозов.

Купол церкви Святого Николая в Потсдаме
Купол церкви Святого Николая в Потсдаме

В это же время компания Иоганна Борзига работала над созданием сети фонтанов во дворце Сан-Суси в Потсдаме, паровой насосной установкой для этих фонтанов. Для церкви Святого Николая в Потсдаме специалисты завода Борзиг спроектировали и изготовили купол.

К этому моменту потребовалось расширение площадей завода. Борзиг приобрёл ещё несколько десятков гектаров площадей. Строились новые цеха. В них были размещены новое чугунолитейное производство, прокатный стан, котельный цех – цех где изготавливали паровые котлы. Ставилось и дополнительное станочное оборудование: сверлильные станки, вальцовочные, для изготовления клёпок, понадобился не один фрезерный станок. На компании Борзига к этому времени трудится уже около 1800 человек. Пришедшийся на 1848-1852 годы экономический кризис почти не отразился на активно растущей компании.

В 1854 году, когда компания Борзига выпустила более 500 паровозов Иоганну Борзигу было присвоено почётное звание коммерции советника. Борзиг к тому времени стал исключительным монополистом на рынке Германии, продолжали поступать и иностранные заказы.

В 1854 году, когда компания Борзига выпустила более 500 паровозов Иоганну Борзигу было присвоено почётное звание коммерции советника. Борзиг к тому времени стал почти исключительным монополистом на рынке Германии (ещё работала компания Хеншель), продолжали поступать и иностранные заказы. В 1858 году заводом был построен уже 1000-й паровоз. 21 августа на заводе состоялся большой праздник, на нём присутствовали многие знаменитости, в том числе и Александр фон Гумбольдт. Компания заметно выросла, здесь работало уже 2800 рабочих и инженерных работников. Часть производств компании было перенесено в Силезию.

Паровоз Борзиг изготовленный в 1856 году
Паровоз Борзиг изготовленный в 1856 году

В 1854 году компанию, после смерти отца, возглавил Август Юлий Альберт Борзиг. Сын шёл по стопам отца и всячески способствовал увеличению производства. В 1872 году Август Борзиг совместно с другими предпринимателями основал в Дортмунде фабрику Машиненфабрик Дойчланд (Maschinenfabrik Deutschland) производившую станочное оборудование. В 1872 году компания Борзиг была признана крупнейшим поставщиком паровозов Европы и вторым в мире, после американской компании Baldwin Locomotive Works.

В 1878 году умирает Август Борзиг. На время его управления пришлись годы расцвета завода. После смерти Августа Борзига завод стал управляться попечительским советом, это продлилось до 1894 года.

В 1898 году была открыто новое производство, завод начал производить не только паровозы, но и холодильные машины, паровые трактора. В большом количестве завод производил узкоколейные паровозы, промышленные танк-паровозы, трамваи.

Танк-паровоз Борзиг
Танк-паровоз Борзиг
Изготавливался с 1902 по 1921

В 1926 году компания была преобразована в общество с ограниченной ответственностью. В годы Великой депрессии компания весьма сильно растеряла свои позиции на рынке локомотивостроения. Хотя и после этого на заводе продолжали строить паровозы нормальной колеи по заказам Deutsche Reichsbahn, размах был уже совсем не тот. К 1930 году компания и вовсе оказалась на пороге банкротства. Полного уничтожения производства помогло избежать слияние в 1931 году с компанией AEG.

В 1935 и 1937 гг. компания выпустила три скоростных пассажирских паровоза с осевой формулой 2-3-2. Эти паровозы имели обтекаемые обводы. Третий паровоз, изготовленный в 1937 году, имел вторую кабину машиниста установленную перед котлом. В 1935 году второй паровоз при испытании достиг скорости 200,4 км/ч, установив рекорд скорости для паровозов.

С началом Второй Мировой войны компания начинает выпускать преимущественно военную продукцию. Часть акций компании принадлежала Герману Герингу.

Выпуск паровозов продолжался и в послевоенные годы. Всего за свою историю компания изготовила около 13 тысяч паровозов.

С конца 1950-х годов выпуск паровозов на заводе прекратился. Ещё долгие годы компания существовала и существует поныне как крупное машиностроительное производство, но с железнодорожным транспортом она более не связана.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.