Справочная информация


Баскунчакская железная дорога

Баскунчакская железная дорога была построена в 1881 году для вывоза соли от озера Баскунчак к реке Волге. Движение по Баскунчакской железной дороге производилось только во время навигации на реке Волге, причем во время высоких вод до пристани Мамай на реке Ахтубе, а в остальное время до пристани Владимировской на реке Владимировке. В продолжении навигации бывали перерывы связанные с недостатком грузов или с возможностью судоходства по реке Ахтубе. Вследствие этих перерывов движение на дороге производилось: в 1884 году – 183 дня, в 1885 году – 173 дня, в 1886 году – 157 дней, в 1887 году – 193 дня, в 1888 году – 214 дней.

Длина дороги составляла 72.023 версты или 76.344 км. из них 15.741 верст двухпутного участка. Дорога имела станции: Баскунчак, Кочевая, Солончак, Пристань Мамай, Владимировка, Ахтуба. Дорога имела 10 паровозов (7 серии Т с тендерами и 3 серии ТП без тендеров), 482 вагона (2 цистерны, 30 крытых, 50 платформ, 400 солевозных), 17 мостов, 9 водопропускных труб, 2 каменных паровозных сарая (Баскунчак площадью 368.8 м2 и Ахтуба площадью 750.5 м2). Паровозы работающие на главной линии и озерных путях станции Баскунчак отапливались дровами, паровозы работающие на станции Владимировка и на перегоне Ахтуба – Владимировка отапливались нефтяными остатками. Водоснабжение паровозов осуществлялось по станциям: Баскунчак, Кочевая, Солончак и Ахтуба паровыми машинами и пульзометрами, на станции Владимировка ручным насосом.

Средняя составность отправленного по дороге грузового поезда с 1884 по 1888 год: 22.45 ваг., 22.16 ваг., 22.04 ваг., 21.95 ваг., 22.18 ваг. Вследствие сезонного характера работы дороги и замкнутости её интенсивность эксплуатации была высокой, так среднесуточный пробег паровоза колебался от 477 верст до 639 верст.

Доход на версту дороги составлял: в 1884 году – 2420.74 руб., в 1885 году – 1920.15 руб., в 1886 году – 1758.73 руб., в 1887 году – 2221.98 руб., в 1888 году – 2064.41 руб. Основным грузом дороги являлась соль и её дорога перевезла в 1887 году 11025185 пудов или 180.6 тыс. тонн, в 1888 году 11861784 пуда или 194.3 тыс. тонн.

Начальником дороги в 1887-88 годах являлся инженер К. Яковлев. Весь штат управления дороги, включая прислугу составлял всего 11 человек.

Пассажирские вагоны (9 шт.) имеющиеся на дороге были трехосными, постройки завода Кайль и Ко в Париже, переделанные в мастерских Моршано-Сызранской дороги. Платформы (50 шт. серии П) и крытые вагоны (30 шт. серии К) были двухосными, построенными на заводах промышленного общества Лильполь-Рау и Левенштейн. Солевозные вагоны (400 шт. серии С.П.) были двухосными, построенными на Сормовских заводах. Цистерны (2 шт. серии Ц) были двухосными, построенными на заводах Русско-Балтийского общества.

Происшествия произошедшие на дороге 1887 год:
Травмирование мещанина Мыськова 60 лет по его собственной неосторожности (был прижат вагоном к забору). В результате травмы наступило увечье.
На Мамайской пристани крестьянину Ивану Безрукову ушибло грудь буферами. Увечья не было.

Происшествия произошедшие на дороге 1888 год:
27 февраля, на северной озерной ветви путей станции Баскунчак во время сильного ветра размыло волнами рапы балластный слой на протяжении 527 саженей.
В течении 5 дней, начиная с 15 апреля, рапою, от сильного прибойного ветра размыло балластный слой полотна дороги на расстоянии 122 саженей.
Паровоз номер 13 по завершении сборки вагонов возвращался на станцию Баскунчак имея впереди 20 и позади 18 груженых солью вагонов. 5 вагонов сошли с рельсов, из которых три разбились.


Источник – «Отчет по эксплоатации казенных железных дорог за 1887 (а также 1888) год». Часть IV. Отчет Управления Баскунчакской железной дороги





Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.