Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Астрахань. Часть 2

Большие Исабы. Красная мечеть
Большие Исабы. Красная мечеть
Из архива Хаджи Абдулы Дубина

После покорения Астрахани Иоанном Грозным, торговые сношения России с Востоком стали расширяться. В продолжении XVI и XVII веков русские вели торговлю с бухарцами, хивинцами, персами, шемахинцами и другими народами. Но ни с какою страною торговля не имела в то время такого значительного влияния на умы, как торговля с Персией. На эту торговлю смотрели, как на средство произвести совершенное изменение в торговых сношениях целого мира. Средоточием этой торговли была Астрахань, которая вела её через Дербент. Торговцы Европы издавна стремились к Востоку, и, кроме Персии, манил их особенно путь в Индию, который считалось возможным проложить через Россию, и тем подорвать монопольную торговлю с Индией Италии и Португалии.

Неточность географических сведений служила поддержкой таким побуждениям. Генуэзец Павел Иовий предполагал, что стоило только перевезти товары, из Индии волоком в реку Окс (Аму-Дарью), которая, по его мнению, впадала в Каспийское море, и потом провозить их Волгою, по России, а потом до Белого моря и оттуда в Европу. Для осуществления такого плана составлена даже была в Англии компания.

Город Астрахань, вскоре после присоединения к России, найден посещавшими его англичанами незначительным в торговом отношении. Русские привозили туда кожи, овчины, сбрую, посуду, хлеб, дрова в небольшом количестве, единственно для нужд служилых людей, которые поддерживали русскую власть в отдаленном городе и составляли единственное русское население города. Персидские товары: именно шелковые и бумажные ткани, краски, шелк, доставлялись татарами и были худого качества. Купцы, торговавшие этими товарами, были бедны. Однако, с этого уже времени, Астрахань начинает приобретать свое высокое торговое значение, которое постепенно увеличивается.

Развитие Астрахани пошло особенно быстро после освобождения крестьян и учреждения на Волге пароходства. В 1860 году в Астрахани было всего 45 тысяч жителей, по переписи 1897 года их оказалось 113 тысяч, на 1 января 1910 года числилось 149600 человек, т.е. за 50 лет население увеличилось более, чем в 3 раза. Население Астрахани продолжало расти и далее, так по переписи 1926 года в Астрахани было 175 тысяч человек, по переписи 1959 года - 295800 человек, а по переписи 1992 года - 512200 человек.

Пристань в городе Астрахани на реке Кутум
Пристань в городе Астрахани на реке Кутум

Продуктами рыболовства Астраханский край торговал еще задолго до русского владычества: известно, например, что еще хазары торговали на азиатских рынках белужьим клеем. С приходом в низовья Волги русских занятие рыбным промыслом беспошлинно и невозбранно принадлежало каждому. Но далее это право стало постепенно переходить в руки монастырей по дарственным записям московских государей. Но все-таки не мало оставалось и "порожних рыбных вод", которые стали сдаваться на откуп. Петр Великий в бытность свою в Астрахани очень интересовался рыбным промыслом и даже преподавал жителям указания, как заготовлять рыбу в прок. В 1842 году каспийские рыбные воды были признаны государственной собственностью, и началась отдача их в арендное пользование частным предпринимателям. И теперь мы безошибочно можем назвать рыбный промысел главной артерией Астраханской торговой жизни.

В 1896 году улов рыбы Астраханского района выразился в следующих грандиозных цифрах: сельди поймано 94 миллиона, воблы 210½. миллионов, щуки 1300 тысяч, севрюги 124 тысячи, белуги 21 тысяча, осетра 110 тысяч, стерляди 23 тысячи, белорыбицы 10 тысяч, лосося 31 тысяча, берша до 2 ½. миллионов штук рыбин и других сортов рыбы поймано 710 тысяч пудов. Икры белужьей добыто 6 тысяч пудов , осетровой 7 тысяч пудов, севрюжьей 2 ½. тысячи пудов, клею рыбного 227 тысяч пудов, визиги 130 пудов.

Теперь (на 1913 год) Астрахань громадный город, занимающий площадь в 832 десятин, протяжением в длину 10 верст, в ширину 5 верст и в окружности 23 версты. Местность, на которой расположен город, за исключением четырех бугров, весьма незначительно возвышается над меженным горизонтом и лежит ниже горизонта высоких вод. Для защиты от наводнений городская территория ограждена земляными валами, сооруженными вдоль берегов всех водотоков омывающих город. Общая длина валов достигает 36.8 верст, но валы эти недостаточно высоки и прочны, чтобы служить надежной защитой от наводнений.

Торгово-промышленные обороты города составляют 140 миллионов рублей в год. По своему положению и значению, Астрахань справедливо может быть названа пунктом, где сосредоточена торговля России с Востоком. Как портовый город, Астрахань, по числу паровых судов, занимает второе место, уступая только Одессе, а по числу парусных судов - первое место. В течение навигации к городским пристаням прибывает до 1000 пароходов, до 6000 баржей и других судов и около 100 плотов. Количество грузов, прибывающих в Астрахань, достигает 500 миллионов пудов. Из них главнейшими являются: нефтяные грузы, хлеб, лес, соль, мануфактурные, галантерейные, бакалейные и другие товары.

Персидская мечеть в Астрахани
Персидская мечеть в Астрахани
Яхта Петра Великого
Яхта Петра Великого

Астрахань ведет большую оптовую торговлю местными произведениями. Из Киргизской и Калмыцкой степи она получает на продажу скот и его продукты, из окрестных сел - виноград, с Волжской дельты и взморья - рыбу. По торговле рыбой и её продуктами: балыком, визигой, икрой, жиром и клеем, Астрахань является первым в России и одним из первых на всем свете рынков. Годовой оборот астраханской рыбопромышленности достигает до 40-45 миллионов рублей. Ловом рыбы и уборкой её на промыслах занято периодически до 160 тысяч человек в год, с приблизительным заработком до 4 миллионов рублей. Из Астрахани ежегодно отправляется около 1#189. миллионов пудов арбузов, дынь, абрикосов, персиков, дуль, винограда, вишен и прочих даров земли.

На торговлю и промышленность Астрахани сильно влияет удаленность города от морского рейда, находящегося приблизительно в 150 верстах. Мелководье устьев Волги не позволяет морским судам, с осадкой 7-9 футов, переходить в Волгу и суда эти перегружаются на рейдах, называемых "девять фут" и "двенадцать фут". Здесь содержится специальная рейдовая организация и особая полуморская флотилия для передачи грузов с моря на реку и обратно, что сопряжено с миллионными расходами. Для устранения этого проектируется соединить Астрахань каналом с 12 футовым рейдом и создать морской порт в самом городе, что даст более 2 миллионов рублей ежегодного сбережения на перегрузе. Стоимость канала исчислена в сумме 10.9 миллионов рублей.

В городе несколько отделений банков: государственного русского торгово-промышленного, волжско-камского, русского для внешней торговли, азовско-донского, городской общественный банк и два общества взаимного кредита; много средних и низших учебных заведений, несколько органов периодической печати, ученые и другие общества, музей, домик, в котором хранится плезир-яхта Петра Великого, памятник Императору Александру II и прочие достопримечательности. Главною достопримечательностью Астрахани является её кремль, обнесенный зубчатыми стенами, вышиною сажени и шириною 2 саженей, с арками и нишами, с 4 башнями, из которых юго-западные в три этажа, вышиной в 62 фута.

Вид части Астраханского кремля
Вид части Астраханского кремля

Кремль построен был в период 1850 - 1620 годов. Для постройки этого перенесен был "из ближних Сараев, от Астрахани в 80 верстах", огромный ханский замок и белая или главная мечеть. Строители храма - Михаил Вельяминов и Дей Губастый. Кремль с белокаменными стенами, четырьмя глухими и тремя проездными башнями.

В Астрахани Рязанско-Уральская железная дорога имеет три станции: пассажирскую и товарную, расположенную на так называемой "Болдинской степи", городскую в центре города и товарною за рекою Болдой.

Годовой грузооборот этих станций достигает 8 миллионов пудов, из которых на отправление приходится около 6 миллионов пудов и на прибытие около 2 миллионов пудов. Пассажиров отправляется в год около 35 тысяч человек.

Из железнодорожных сооружений замечателен мост через реку Болду, протяжением 470 саженей, с двумя поворотными пролетами и экипажным проездом в уровне рельсов, и пассажирский вокзал в мавританском стиле.

Близ моста, на городском берегу реки Болды, устроены английским торговым домом братьев Вестей и акционерным обществом "Астраханский холодильник" два крупных склада-холодильника для хранения и искусственного замораживания рыбы.


Долгие годы станция Астрахань оставалась последней станцией дороги на юге. Но в годы Великой Отечественной войны параллельно с сооружением Волжской рокады была построена соединительная железнодорожная линия от Астрахани до Кизляра. Так Рязано-Уральская железная дорога была продолжена далее на юг.


У проходной Астраханского ТРЗ
Фото Зимина В.Г. ©
06.07.2004
Тепловоз ТЭ1-20-105
Тепловоз ТЭ1-20-105 - первый отремонтированный на Астраханском ТРЗ
Фото Зимина В.Г. ©
06.07.2004
Заводская табличка тепловоза ТЭ1-20-105
Заводская табличка ТЭ1-20-105
Фото Зимина В.Г. ©
06.07.2004

На Рязано-Уральскую ж.д. (с 1948 года в депо Верхний Баскунчак) и Орджоникидзевскую ж.д. (с 1945 года в депо Гудермес) начали поступать тепловозы Да, Дб и ТЭ1. В связи с этим возникла необходимость в создании ремонтной базы для осуществления капитальных ремонтов этих тепловозов. В 1948 году в Астрахани начато строительство тепловозоремонтного завода. В 1954 году завод отремонтировал первый тепловоз. В 1958 году завод принят в постоянную эксплуатацию. За свою историю завод ремонтировал тепловозы Да, Дб, ТЭ2, ТЭМ1, ТЭМ2, 2ТЭ10В. На 2004 год завод продолжает ремонт тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2 для нужд железнодорожного транспорта, а также для промышленных предприятий и воинских частей. Начат ремонт тепловозов серии ЧМЭ3.

Близ Астрахани, от станции Трусово построена ветвь Трусово - Ильинка, которая связала нефтебазу номер 3, что у поселка Ильинка, со станцией Трусово. Ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки дал возможность организовать перевалку каспийской нефти с нефтяных терминалов компании ЛУКойл на железную дорогу, что позволит связать "большую нефть" Каспия с перерабатывающими заводами по всей России. Проект реализован в соответствии с соглашением, подписанным в мае 2001 года администрацией Астраханской области, компанией ЛУКойл и Министерством путей сообщения.

В районе Астрахани идет строительство морского порта Оля. С началом полноценного функционирования портового комплекса сюда устремится большой поток экспортных грузов. Железнодорожная ветвь от станции Яндыки до станции Порт Оля торжественно открыта 28 июля 2004 года.

ОАО «РЖД» намерено в ближайшие годы осуществить электрификацию участка Астрахань – Верхний Баскунчак – Волжский. Это позволит ускорить перевозку грузов и пассажиров, иметь меньшие эксплуатационные затраты в дальнейшем.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.