Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей
Астрахань. Часть 1
Станция расположена на 517 версте от станции Красный Кут.
Герб Астрахани |
Устья Волги с давнего времени служили ареною торговых сношений с Азиатским Востоком. Эти сношения особенно оживились и разрослись с конца XII века, когда здесь возник город Итиль – столица могущественного хазарского народа, распространившего своё влияние почти на все пространство нынешней Европейской России. Не столько воинственный, сколько торговый, хазарский народ создал в своей столице узел живых и разносторонних торговых сношений. Город Итиль стал сборным торговым пунктом, в который стекались, для взаимного обмена, произведения Запада и Востока.
Промышленные арабы, завоевавшие в VII столетии почти все богатые закаспийские страны, особенно способствовали оживлению торговых сношений. Их торговый путь лежал от устья Волги до Камы, где было Болгарское царство, и далее, по Волге и другим речным системам к самому Балтийскому морю. Арабские монеты (VII-XII века), находимые во множестве по этому пути, удостоверяют о живых и деятельных некогда сношениях друг с другом всех здешних народностей. Этот торговый путь, пересекавший в разных направлениях нашу страну по Волге, Западной Двине и особенно Неману, протягивался и далее по берегам Балтийского моря, по южным и северным, вплоть до Великобритании и далее до Испании, в царство мавров. В другую сторону путь этот шел в далёкие страны Востока, даже к Индии богатой. В центре этого пути находился город Итиль.
Пассажирское здание станции Астрахань |
Но не одно положение города делало его удобным для торговли. Этому способствовало обширное влияние Хазарии, в особенности, её законы, по которым свобода вероисповедания и религиозной пропаганды предоставлялась всем народам. Такие законы изданы были ради торговых интересов евреями, которые обладали в Хазарии политической властью. Верховный правитель, по имени каган, действительный правитель бег и другие правительственные лица исповедывали еврейский закон; гвардия кагана (ларсия), составлявшая первое постоянное войско в Европе, была из магометан.
В городе Итиле жило много купцов из христиан и язычников и они занимали здесь особенный квартал (лазеран). Для разбора купеческих дел были поставлены, по
свидетельству Масуди, семеро судей: "двое для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Тауры (торы, пятикнижия); двое для тамошних христиан, судящие по закону Инджиля (евангелия);
один же из них для славян, руссов и других язычников; он судит по закону язычества,
"Страна хазар, говорит Мукаддеси, очень обширна, но суха и не плодородна; много в ней овец, меду и евреев." И действительно евреи составляли значительный и, вероятно, наиболее деятельный элемент в хазарской торговле. Со времен глубокой древности они жили в Крыму, принимая участие в торговле невольниками; их влияние и вера распространились даже до Булгара на Волге. По словам Мукаддеси, в земле Булгар был один город, жители которого сначала были евреями, а потом сделались мусульманами.
Вид города Астрахани |
Сильные духом прозелитизма, евреи пытались обратить в свою веру славян при князе Владимире. Особенно высоко они подняли голову в Хазарии, где каган и бег исповедывали еврейство; слух о том, что глава хазарского государства держится еврейского закона, прошел в отдалённые страны и сильно приободрил евреев. Стоит прочитать письмо испанского визиря Хасдаи, чтобы видеть какой восторг возбуждает в нём и всех испанских евреях мысль, что на свете есть одно царство, где евреи наслаждаются полными правами под покровительством единоверного царя: Хасдаи готов верить уже в наступление царства Мессии… Вот почему в Хазарию устремились еврейские купцы, путешественники и миссионеры из Испании, Византии и других стран, где, особенно в Византии, к ним относились весьма неблагосклонно. Торговые связи: хазар были так велики и сильны, что втянули в свой круговорот даже языческих славян и побудили их принять участие в международных сношениях.
Арабский географ Ибн-Хордадбех, писавший во второй половине IX столетия, сообщает, что русские купцы, принадлежащее к славянам, из отдаленнейших стран славянских, привозят бобровые меха, меха чёрных лисиц и мечи к берегу Румскаго моря, где они дают десятую часть Византйскому императору. Иногда они на кораблях ходят по реке Славян (т.е. Волге) и проезжают но заливу хазарской столицы (Итиля), где они платят десятую часть царю страны. Оттуда отправляются они в Каспийское море и выходят на берег, где им угодно. Иногда они возят свои товар на верблюдах до Багдада.
Астрахань. Табачный ряд. Из архива Хаджи Абдулы Дубина |
Эти замечательные торговые сношения прекратились с падением хазарского царства, чему способствовала разноплеменность и разноверность жителей и слабость верховной власти, поделенной между каганом и бегом. Самый сильный удар нанес хазарам Киевский князь Святослав. В Несторовой летописи рассказывается: "В лето 6473 (965), идя Святослав на Козары; слышавше же Козары изидоша противу с княземъ своим каганом, и сеступишася битися, и бывши брани, одоле Святослав Козаром, и град их Белувежю взя; Ясы победи и Касогы." Сын и внук Святослава приняли славный титул кагана, и действительно имели право его носить, владея теми областями, которые принадлежали хазарскому кагану.
Тепловоз ТЭ1-20-105 на Астраханском ТРЗ 06.07.2004 |
Впоследствии место хазар заняли монголы, и на развалинах хазарского города Итиль возникла татарская Астрахань. Хотя географическое положение не изменилось, и конечные цели новых обладателей края также заключались в стремлении к богатству, но средства были другие. Вместо поддержания мирных сношений в деле обмена произведениями разных стран в интересах взаимного обогащения, наступил период насилия, грабежа и разорения. Но и при этом вековечные связи не могли окончательно погибнуть. Разоренная Россия не могла восстановить своих сношений с Востоком, но в XV веке эти сношения были восстановлены предприимчивыми Венецианцами.
В это время Астрахань стала важнейшим пунктом торговли Венеции с Востоком. Торговля эта шла через Тану или Азов, отстоявши на 8 дней пути от Астрахани. Торговые сношения России с Астраханью были очень трудны, но уже в конце XV века между Москвою и Астраханью ходили караваны. Путешествие это было очень затруднительно по недостатку пристанища, продовольствия и частым разбоям на пути. Поэтому купцы старались везти свои товары тогда, когда Астраханский царь посылал Московскому великому князю подарки, что случалось почти каждый год. С этим посольством отправлялось до трёхсот русских и восточных купцов, а татары за караваном гнали стада лошадей, которые служили им не только для продажи в России, но и для пищи во время дороги потому, что они не брали с собой хлеба. Караван шел по правой стороне Волги, но иногда сначала по левой, для избежания нападения от крымских татар; самое опасное место было там, где Волга в своем течении сближается с Доном. Потом караван переправлялся на правую сторону Волги на плотах и шёл по степи до жилых пределов России. Путь его лежал через Рязань и Коломну. Дорог совершенно не было. Негде было укрыться от дождя и зноя. Путники ночевали под открытым небом, ограждаясь повозками, в виде укрепления. Для предосторожности ставили трех часовых; одного на правой, другого на левой стороне табора и третьего позади. Каждую минуту можно было ожидать нападения. Глаза не встречали в этой безбрежной степи ничего, кроме верблюдов и растерянных лошадей или татар в повозках. Так передает нам картину этого путешествия очевидец Контарини, который ехал в Москву с караваном с 10 августа по 23 сентября.
Астраханская линия / Дельта / / Астрахань. Часть 2 |